
Речь идет о так называемых пенсионерских сделках, получивших широкий резонанс. Среди прочего депутаты предлагают установить обязательное нотариальное удостоверение всех сделок с недвижимостью и обязательное страхование сделки, если объект является единственным жильем продавца или покупателя
В Госдуме разработали меры борьбы со схемой возврата квартир обманутым пенсионерам.
Пока судебная практика складывается не в пользу добросовестных приобретателей, и парламентарии захотели исправить эту ситуацию. Однако эксперты говорят о том, что озвученные инициативы тоже далеки от идеала, а сама схема, которую в некоторых СМИ уже называют «схемой Долиной», начала распространяться и на другое имущество. В частности, на автомобили. Но так ли все страшно на самом деле?Среди прочего депутаты предлагают установить обязательное нотариальное удостоверение всех сделок с недвижимостью и обязательное страхование сделки, если объект является единственным жильем продавца или покупателя.
Еще одно предложение — замораживать деньги на 30 дней. В таком случае мошенники якобы потеряют интерес к схеме. Предлагалось также ввести обязательное внесение денег на депозит суда. То есть продавец, который отдал деньги мошенникам, если хочет вернуть квартиру, должен положить на депозит такую же сумму, и тогда по суду ему могут вернуть жилье, а добросовестному покупателю — деньги. Но что делать, если денег у обманутого пенсионера нет? А обычно именно так и бывает. Юристы говорят, что у нас есть норма, которая предусматривает, что в таком случае компенсацию добросовестному покупателю (если он таковым признан) может выплатить государство.
Норма есть, но распространенной практики ее применения нет. Другие предложения вроде нотариальных сделок, страхования титула, заморозок и так далее, по словам экспертов, все равно не дают 100-процентных гарантий. Оспорить можно все. И главное здесь — именно позиция судов. И тут Верховный суд мог бы навести порядок: судам нужно дать четкий перечень критериев, по которым покупателя можно было бы однозначно признавать добросовестным, говорит партнер компании «Апекс» Роман Поляков:Роман Поляков партнер компании «Апекс» «Лицо должно оценить объект, оценить продавца, провести ряд предварительных проверок, после которых оно будет по практике признаваться добросовестным выгодоприобретателем. То есть, если оно сделает ряд действий — например, уточнит данные по объекту и причину продажи, проверит его историю и самого продавца, и цена будет рыночной, то в таком случае лицо должно признаваться добросовестным выгодоприобретателем, и объект должен оставаться у него».
Законодательство и на данный момент позволяет судам защищать интересы добросовестных покупателей, но в новости попадают случаи, когда судьи принимают сторону пенсионеров, которых обманули или якобы обманули мошенники. Но, как уже неоднократно говорилось, проблемным продавцом может стать не только пенсионер. И случаи, когда сделку пытаются признать недействительной 46-летние мужчины и женщины, тоже уже описаны СМИ. Но ключевое слово здесь — пытаются. Точной статистики по тому, сколько квартир суды вернули продавцам по этой схеме, нет. В СМИ сообщали о 3 тысячах пострадавших, попадались данные и про 12 тысяч. Но в эту массу входят и те, кто еще судится (а процесс может занимать много месяцев). Многие юристы и риелторы говорят о том, что масштабы проблемы сильно преувеличены. Продолжает партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов:
Дмитрий Некрестьянов партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» «Здесь во многом, мне кажется, это нагнанная волна журналистами, потому что прямо чтобы к нам неоднократно обращались люди, которые так пострадали, не могу такого сказать — не было ни одного обращения, но, может быть, просто у нас другая целевая аудитория. Я думаю, что пока это больше созданная история, медийная, а не статистическая проблема, но сами по себе такие решения, конечно, есть, поэтому о них и говорят».
В последние дни СМИ стали писать о том, что так называемая схема Долиной стала распространяться и на машины. Теоретически это возможно: хороший автомобиль сегодня может стоить дороже «двушки» в не самых бедных регионах. А сделки здесь намного проще, и проверки минимальны. Другое дело, что пока нет публикаций о том, что суд вернул машину обманутому продавцу.
По словам экспертов, здесь отличие от квартир серьезное: машина — это не единственное жилье условного одинокого пенсионера. И здесь, с высокой долей вероятности, суды будут занимать позицию: машину продал — это одна сделка; отдал деньги мошенникам — это другая, и твои проблемы. Но в случае с жильем эта, казалось бы, железная логика почему-то работает не всегда.
Свежие комментарии