Телефонные звонки будут маркировать, банкам запретят пользоваться мессенджерами, а от спам-звонков получится отказаться. Все это — часть поправок в законодательство, которые предлагает принять правительство, чтобы бороться с телефонными мошенниками
Всего кабмин предлагает принять около 30 нововведений, направленных на борьбу с телефонными мошенниками.
О некоторых из них премьер Михаил Мишустин рассказал на заседании правительства. Теперь их направят на рассмотрение в Госдуму.Из самого заметного в пакете инициатив: банкам, государственным службам и операторам запретят пользоваться иностранными мессенджерами для связи с клиентами. Так что теперь если кто-то позвонит в Telegram и представится сотрудником банка, можно будет сказать однозначно: это мошенник. Продолжает IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:
Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» «Сценариев, при которых банки или крупные госструктуры используют мессенджер для коммуникации с клиентом, довольно мало. Мы говорим о каких-то сомнительных схемах, скорее о каких-то индивидуальных устремлениях некоторых сотрудников, которые пытаются упростить себе жизнь или что-то еще. Основной посыл этой инициативы, насколько я могу судить, заключается в том, чтобы пользователи знали, что сотрудники государственных компаний и банков не имеют права [это делать]. Если вам пишут в мессенджер, это не то, на что нужно отвечать, это не то, куда нужно отправлять свои персональные данные. На 100% случаев это сомнительная история».
При этом в формулировке поправок указано: звонить банкам и госорганам будет запрещено именно через иностранные мессенджеры. Выходит, российские сервисы им использовать все еще можно. Тогда появляется риск, что с наплывом мошенников столкнется VK или «Одноклассники».
Все входящие звонки будут промаркированы. Это значит, что каждый на своем экране сможет увидеть, откуда с ним пытаются связаться: от организации, с международного либо виртуального номера. Текст законопроекта еще не опубликован, так что как именно будет реализовано большинство мер, еще неясно. Сделать это планируют в ближайшее время. Поэтому у участников рынка по есть вопросы, отмечает управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «Впервые, я даже не знаю, за какое количество времени, мы видим системный подход к решению системной проблемы или системной задачи. Раньше те меры, которые появлялись, мало того что были не очень согласованы друг с другом, они еще принимались достаточно отрывочно. В итоге злоумышленники очень быстро ко всему адаптировались, а некоторые меры вообще какого-то влияния, скорее всего, и не имели. Как будут работать эти меры вместе, никто не скажет. Вопросов чудовищное количество. Кто и как может маркировать звонки, мы этого не знаем. Что подразумевается здесь, о чем речь идет в маркировке звонков? Непонятно ровным счетом ничего».
С одной стороны, уже настроенная система маркировки есть у сотовых операторов. Подобные решения предлагает также «Яндекс» и некоторые банки. Но с другой — зачастую сейчас это платные услуги. А значит, в перспективе бизнес потеряет часть прибыли и может переложить ее в рост, например, стоимости тарифов. К тому же как следствие введения маркировки может совсем отмереть практика телефонных обзвонов, операторам кол-центров предстоит искать другую работу.
Также кабмин предлагает дать каждому россиянину возможность отказаться от рекламных обзвонов и сообщений. Пока что не уточняется, как это будет работать на практике и куда обращаться с таким запросом. Но в правительстве отметили, что сейчас готовится информсистема «Антифрод», где банки, операторы, цифровые платформы и госорганы будут взаимодействовать в реальном времени.
От возможности отказаться от спама могут выиграть даже сами компании, которые этот спам и распространяют, считает юрист в сфере интеллектуальной собственности и информационной безопасности Юлия Агафонова:
Юлия Агафоноваюрист в сфере интеллектуальной собственности и информационной безопасности «Такие компании, как правило, не получают согласие граждан на получение рекламных рассылок. Это не только ухудшает имидж компании и в целом сказывается на ее репутации, но и противоречит положениям федерального закона «О рекламе». И, как следствие, карается административной ответственностью. Так что, с одной стороны, если такие изменения будут приняты, граждане избавятся от многочисленных массовых рассылок, а с другой стороны, у компаний будет меньше рисков быть привлеченными к административной ответственности».
Возможно, часть или даже все новые предложения кабмина будут работать через информсистему «Антифрод». К тому же в базе системы будут сохраняться голоса мошенников. Пока что разрабатывается только архитектура проекта, до реализации дело еще не дошло.
Свежие комментарии