Ушел создатель золотой эпохи советского балета и золотого фонда репертуара Большого театра. Каким был этот великий художник?
Российский хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович умер в возрасте 98 лет.
Лицо Большого театра — тот самый новогодний «Щелкунчик», на который никогда нет билетов и сумасшедший ажиотаж — творение гениального Григоровича, или Грига, как его называли в балетном сообществе, это самая знаменитая и зрелищная редакция классического наследия.
Такой же эпохальный эксклюзив Большого — балет «Спартак». Масштабное античное полотно с человеческой трагедией на первом плане. На пределе выносливости, сложнейшая технически и невероятно выразительная актерски хореография Григоровича на музыку Хачатуряна потрясает. Первые исполнители главных ролей — звезды Владимр Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова и другие — навсегда вписали свои имена в историю искусства во многом именно благодаря балетмейстерскому таланту Григоровича.
Он навсегда изменил критерии мужского танца, который до этого сводился к мимансу и поддержкам в дуэтах с главными персонажами спектаклей — балеринами. В постановках Грига мужские вариации взлетели на невероятную техническую высоту, они стали равноправными женским, такими же сложными, но мощными и выразительными. А в балете «Спартак» все основные партии отданы сильному полу, вспоминает заслуженный артист России Андрей Кондратов:
Андрей Кондратов заслуженный артист России «Мы все его дети, мы много лет работали с ним. Я станцевал несколько его спектаклей. Юрий Николаевич отличался тем, что он всегда работал сам, не рассчитывал на педагогов, которые работали под его началом, сам все репетировал. Мне повезло, я работал с ним над «Спартаком». Когда мы приехали в Лондон, в это чопорное государство, которое пришло смотреть наш спектакль, мы посмотрели в щелочку — в зале сидели дамы в соболях, с бриллиантами и мужчины в цилиндрах. Мы очень волновались. И когда после первого акта закрылась сцена, была мертвая тишина, абсолютно мертвая. И Васильев сказал: «Ребята, по-моему, это провал». И тут такое началось: они кричали, они гремели стульями, они свистели, был совершенно феноменальный успех. И так все его спектакли проходили, где бы он ни был. Это был действительно золотой век Большого театра. Это колосс, это гигант, и мы очень благодарны ему за то, что он столько лет вместе с нами был».
Золотое наследие Григоровича огромно. Восемь оригинальных балетов и редакции практически всего классического балетного наследия Большого, танцы для опер: «Спящая красавица», «Баядерка», «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Иван Грозный». Трагично, что первый исполнитель роли Грозного — легендарный танцовщик Юрий Владимиров — умер с Юрием Григоровичем в один день, 19 мая. Еще в феврале этого года они оба праздновали 50-летие этой постановки на сцене Большого.
Предками Юрия Николаевича были итальянские циркачи, приехавшие на заработки в царскую Россию. Мама и дядя получили балетное образование. Неудивительно, что и будущий мэтр, родившийся в Ленинграде, был отдан в знаменитое хореографическое училище, закончив которое, он поступил в Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, нынешнюю Мариинку. Он танцевал характерные и гротескные роли. Параллельно на сцене местного ДК 20-летний Григ ставил свои первые балеты. Через десять лет в театре его попросили поставить балет «Каменный цветок» на музыку Прокофьева. Это было стартом карьеры хореографа и началом сотрудничества с величайшим театральным художником Симоном Вирсаладзе.
Спустя несколько лет коллеги — по одной версии, Майя Плисецкая, по другой — дирижер Большого Евгений Светланов — посодействовали назначению 37-летнего Григоровича руководителем балетной труппы Большого театра. Который он возглавлял рекордно долго, 30 лет. Григорович воспитал несколько поколений выдающихся танцовщиков, рассказывает балетный и музыкальный критик Лейла Гучмазова:
Лейла Гучмазова балетный и музыкальный критик «Он собрал все лучшее, что было в его времени, и как-то умудрился соединить все настолько талантливо и хорошо, что лучшие достижения эпохи к нему приклеились. Григорович давно уже стал не столько именем, сколько именем-брендом, человеком, за которым мыслятся все самые высокие достижения советского балета. И по сегодняшний день всем новым хореографам не лишним будет смотреть некоторые вещи, которые изобрел он. Сцена пленения «Спартака» или сцена погони в «Легенде о любви» — это то, что надо изучать от начала до конца, потому что мало кто, как Григорович, умел распоряжаться балетной массой на сцене, тем самым кордебалетом, который в переводе есть тело балета».
Одни отзывались о Григоровиче как о деспоте, который жестко и где-то даже жестоко обходился со своими же звездами, ломал судьбы и карьеры. Другие — как о блестящем наставнике и профессионале с острым чутьем.
Когда-то Юрий Николаевич заметил на выпускном экзамене Московского хореографического училища юного студента Колю Цискаридзе. «Грузину пять, и взять в театр!» — был его вердикт. Сейчас экс-премьер Большого Николай Цискаридзе — ректор Академии русского балета, где учился Григорович.
Вне театра Григ был педагогом, постановщиком открытия и закрытия Олимпиады-80 в Москве, художественно-спортивных программ Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он получил все возможные премии и награды, всемирную славу и признание.
Но на его долю выпала и опала. В 90-х он со скандалом уволил из Большого возрастных звезд первой величины. А в 1995-м с таким же скандалом ушел сам. С этого момента он много ставил в других российских театрах, работал в Париже, Вене, Риме, Праге и других зарубежных столицах. С нуля создал театр оперы и балета в Краснодаре. Возглавил фонд «Русский балет» и программу Benois de la danse, патронируемую ЮНЕСКО, которая ежегодно присуждает призы деятелям театра и балета. Председательствовал в жюри самых прославленных балетных конкурсов мирового уровня.
В 2000-х Григорович вернулся в Большой и, пока позволяли силы, продолжал работать с танцовщиками, менять и переосмысливать ранее созданную им хореографию и образы. Нынешние балетные примы и премьеры гордятся, если в их биографии есть благословение от самого Грига на исполнение партий в его балетах или хотя бы его замечания.
Прощание с легендарным хореографом, народным артистом СССР Юрием Григоровичем пройдет 23 мая в историческом здании Большого театра. «Начало в 11:00. Вход — с 10:00 — свободный», — сообщает театр. В этот же вечер пройдет показ балета «Легенда о любви», Большой театр посвящает его памяти великого мастера.
Свежие комментарии