На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 768 подписчиков

Свежие комментарии

  • Boris Merfi
    замов задерживают то в одном ведомстве, то в другом, а все руководители сама честность. про рыжего вся страна уже лет...В Москве задержал...
  • Фаина Юсупова
    Вот не хочется ругаться,но не ужели кто-то верит что это сделали русские или китайские корабли?Только могут семи сдел...Швеция арестовала...
  • Evgeni Velesik
    Как?В России могут по...

Суд арестовал активы группы «Домодедово» по иску Генпрокуратуры

Ведомство считает, что владельцы аэропорта при консолидации активов «Домодедово» в России скрыли от уполномоченных органов реальную структуру собственности холдинга и оставили в управлении иностранцев. Притом что и сами они имеют гражданства других стран. Параллельно стало известно, что проблемы возникли и у владельцев аэропорта «Шереметьево»

Арбитражный суд Московской области принял обеспечительные меры по иску Генпрокуратуры и арестовал активы владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика, а также активы Валерия Когана, занимавшего пост председателя набсовета холдинга, управляющего аэропортом. Основные слушания по аналогичному по сути иску Генпрокуратуры к совершенно другой компании начнутся 31 января в Московском Арбитражном суде.

Из чего эксперты делают вывод, что подобных дел может стать еще больше.

В 2022 году президентом Владимиром Путиным был подписан указ, который до 31 августа 2025 года запрещает проводить сделки с акциями компаний, имеющих стратегическое значение, если субъектами таких сделок являются иностранные лица. Исключения возможны только по рекомендации правительственной комиссии либо на основании специального указа президента.

В свое время через цепочку компаний активы «Домодедово» контролировались юридическими лицами, зарегистрированными на Мальте и Кипре. В 2024 году Каменщик и Коган (которого прокуроры тоже считают владельцем аэропорта, так как он, по данным ведомства, получал через Каменщика дивиденды от деятельности «ДМЕ Лимитед») перевели права на российские стратегические общества в российское ООО «ДМЕ Холдинг». Но, как утверждает Генпрокуратура, в процессе они ввели в заблуждение ФАС и правительственную комиссию, которые согласовывали этот перевод. В частности, утверждается, что Дмитрий Каменщик, помимо российского гражданства, имеет также паспорта Турции и ОАЭ, а Валерий Коган — израильский. О последнем уполномоченные органы никто не уведомил.

И если бы речь шла не о стратегическом предприятии, претензий бы не было. Также такие сделки требуют согласование с ФАС. Комментирует адвокат Андрей Гольцблат:

Андрей ГольцблатАндрей Гольцблат адвокат «Если актив являлся стратегическим, надо было при получении разрешения уведомить в том числе об иностранном гражданстве. Если этого не было, в таком случае государство может изъять актив. Поэтому основное, ключевое отличие от всех остальных граждан России, у которых есть два-три гражданства и которые владеют активами либо совершают сделки с этими активами в России, заключается в том, что предметом сделки является стратегический актив. Еще же надо получать согласие в ФАС, там даже есть специальная графа «гражданство приобретателя» или «гражданство контролирующего лица либо бенефициара». И если это не указывать, это нарушение».

Источник «Коммерсанта», близкий к бенефициарам аэропорта, утверждает, что Каменщик получал документы зарубежных стран «вынужденно», чтобы иметь возможность вести бизнес за рубежом, и давно отказался от иностранного гражданства. А у Когана, по его словам, иностранного гражданства вообще не было. У прокуроров другие данные. И израильским паспортом Валерия Когана претензии не ограничиваются. По версии Генпрокуратуры, в реальной структуре холдинга остались также члены совета директоров одного из фондов, учрежденных Каменщиком, которые являются гражданами Голландии и Испании, и по уставу Каменщик должен согласовывать с ними свои решения. Также ведомство указывает на то, что Каменщик и Коган умолчали о том, что над холдингом был установлен контроль иностранного кредитора в лице ирландской компании, которая ранее приобрела еврооблигации «Домодедово-2028-евро» на сумму более 450 млн долларов со сроком погашения до февраля 2028 года. По данным надзора, под видом дивидендов от деятельности «ДМЕ Лимитед» в 2022-2023 годах бенефициарами «на личные нужды» было выведено более 600 млн рублей. А с января 2021-го по ноябрь 2023 года перечислено более 30 млрд рублей юридическим лицам, выступившим гарантами по еврооблигациям.

Прокуратура не исключает, что речь идет не только о деньгах холдинга «Домодедово», но и о бюджетных, которые выделялись на развитие аэропорта. Эти претензии пока выглядят довольно зыбкими, считает адвокат адвокатской конторы «Аснис и партнеры» Андрей Дроздов:

Андрей Дроздов адвокат адвокатской конторы «Аснис и партнеры» «Претензия в том, что деньги выводились по договорам займа. На самом деле это абсолютно обычная практика, когда материнская или головная компания холдинга выдает займы дочерней компании: целевые займы, взаймы на покрытие кассовых разрывов и так далее. То есть говорить, что сам по себе возврат денежных средств по договорам займа наверх, в материнскую компанию, головную компанию холдинга, означает вывод денежных средств, прибыли, тем более за рубежом в нарушение установленных запретов, наверное, достаточно спорно. Сделки, договоры займа, по которым эти денежные средства возвращались, насколько я понимаю, в настоящий момент никем не оспорены».

В пятницу, 31 января, в Арбитражном суде Москвы должны начаться основные слушания по иску Генеральной прокуратуры РФ, в котором она требует признать незаконной передачу британской Raven Property Group своих российских складских активов местному менеджменту, а именно Игорю Богородову и Ярославу Шувалову.

Представитель истца в суде заявил, что сделка по приобретению иностранных компаний была притворной и прикрывала сделку по получению контроля над российскими стратегическими предприятиями и что ответчики незаконно вывели из РФ 3 млрд рублей.

По словам истца, в нарушение действующего закона ФАС и правительственная комиссия по иностранным инвестициям о сделке также не уведомлялись, а Богородов скрыл свое американское гражданство. Генпрокуратура требует взыскать в доход государства акции и доли компаний, которыми владеют ответчики. Точно так же, как и в случае с «Домодедово».

Юристы, опрошенные «Бизнес FM», не исключают, что Генпрокуратура с дел о неправильно проведенной приватизации в 90-х перешла к проверкам сделок, совершенных с российскими стратегическими активами — как уже завершенными, так и теми, что еще планируются.

Проблемы возникли и у владельцев аэропорта «Шереметьево». Минтранс просит Арбитражный суд Московской области приостановить корпоративные права иностранных компаний TPS Avia Holding и Sandy Investments в отношении «ТПС Авиа Холдинг ЛТД» — владельца «Шереметьево Холдинг». Эта компания контролирует более 66% акций в АО «Международного аэропорта Шереметьево».

Однако, в отличие от аэропорта «Домодедово», в случае с «Шереметьево» речи об изъятии активов в пользу государства не идет, объяснил «Бизнес FM» партнер, руководитель налоговой практики Enforce Law Company Игорь Ткачев:

Игорь Ткачев партнер, руководитель налоговой практики Enforce Law Company «Применительно к аэропорту «Шереметьево», исходя из того, что сейчас опубликовано в картотеке арбитражных дел, не стоит вопрос об отъеме соответствующего актива. Пока речь идет только о том, чтобы в течение определенного периода времени текущие акционеры не могли осуществлять действия по управлению соответствующей компанией. То есть, соответственно, управление переходит под контроль государства. Если мы говорим про ситуацию с аэропортом «Домодедово», речь идет именно о том, чтобы сам актив перешел государству. Судить о том, кому будет легче отбиться от претензий со стороны государства, пока невозможно. На первый взгляд, наверное, чуть проще ситуация все-таки у аэропорта «Шереметьево». У нас в законе есть определенные случаи, когда возможно приостановление корпоративных прав. Те формулировки закона, которые у нас используются, позволяют, наверное, эффективно защищаться, если не будет доказано, что деятельность текущих акционеров приводит к рискам банкротства, что они уклоняются от эффективного управления соответствующим активом и так далее».

В марте 2023 года «ТПС Авиа Холдинг» редомицилировалась в специальный административный район в Калининградской области. До этого структура принадлежала кипрской TPS Avia Holding, 60% акций которой находились в руках траста, связанного с бизнесменами Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько, а 34,78% — у Аркадия Ротенберга. Остальные акции принадлежали Росимуществу, «Аэрофлоту» и менеджменту аэропорта.

 

Ссылка на первоисточник
наверх