Это компания «Родные поля», один из крупнейших экспортеров зерна. Основанием для этого послужил тот факт, что бенефициар предприятия Петр Ходыкин является гражданином не только России, но и государства Сент-Китс и Невис
Арбитражный суд Ростовской области передал в доход государства 100% долей одного из крупнейших производителей и экспортеров зерна — компании «Родные поля».
Об этом сообщает «Коммерсантъ».По решению суда все имущество компании арестовано. В активы предприятия входят собственный флот из 11 морских судов, железнодорожный подвижной состав и грузовой терминал в порту Азов, а также свыше 200 объектов иной инфраструктуры. Валовая прибыль компании оценивается в 100 млрд рублей. Генпрокуратура в своем иске обосновала необходимость такого решения тем, что у бенефициара компании Петра Ходыкина есть не только гражданство России, но и государства Сент-Китс и Невис.
ООО «Родные поля» считается стратегическим предприятием — в суде долю компании на рынке перевалки зерна оценили выше 20%. Из чего следует, что иностранному резиденту требуется специальное разрешение правительства на осуществление деятельности, тогд как у Ходыкина его не было. При этом в самой компании фактическую долю на рынке оценивали в 18%.
Об активах компании и ситуации в целом говорит партнер юридической фирмы GRM Сергей Новиков:
Сергей Новиков партнер юридической фирмы GRM «Если посмотреть на деятельность 2022–2023 годов, то налицо очень резкий и позитивный рост как по объему выручки, так и по объему чистой прибыли, так и по объемам ЕБИТДА. Но в 2024 году с компанией начали происходить определенные изменения. В продукции, которую отгружала компания, были найдены карантинные объекты, и, как следствие, затормозился процесс отгрузки продукции. В то же самое время господин Ходыкин говорил, что ему поступают предложения о продаже компании ниже рыночной стоимости. Он оценил свою компанию в 85 млрд рублей, якобы предложения были всего лишь в 11 млрд, но здесь очень интересный момент: позитивная деятельность компании в 2023 году позволила господину Ходыкину выплатить себе дивидендов на 20 млрд рублей. И, как следствие этого, к 2024 году компания осталась с тем, что основные средства по балансовой стоимости были около 8 млрд рублей, что, в принципе, понятно — там есть амортизация, мы не до конца знаем, в каком состоянии находится морской флот, а также другая инфраструктура. Поэтому говорить, сколько она стоит, особенно в контексте того, что в 2024 году компания практически не вела свою деятельность, очень сложно. Но если смотреть на 2023 год, то, конечно же, в принципе, цена 85 млрд рублей за этот бизнес действительно является рыночной. Ситуация очень простая: 57-й закон 2008 года никто не отменял, и при ведении бизнеса, конечно же, необходимо просчитывать все риски, которые генерирует российское законодательство. Если мы говорим о том, что эти компании являются стратегическими и одним из публично озвученных аргументов Генеральной прокуратуры является то, что доля на рынке перевалки зерна в морском порту Азов превышает 20%, наверное, имеет смысл подобные риски учитывать. Я думаю, что Генеральная прокуратура и дальше будет следить за исполнением данного закона, и мы, возможно, еще увидим подобные кейсы. То есть, в принципе, да, тенденция вместе с аэропортом «Домодедово» налицо».
Прежнее название предприятия — «Торговый дом «Риф», оно существует с 2010 года, деятельность ведет в порту Азов. Компания переименовалась в апреле 2024 года. Также в прошлом году, по данным федерального центра «Агроэкспорт», «Родные поля» заняли пятое место среди крупнейших экспортеров зерна.
О перспективах и о том, что ситуация будет значить для рынка, говорит главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев:
Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Вне претензий государства при прочих равных для рынка это минус — снижение конкуренции. Так же, как снизил конкуренцию уже в позапрошлом году уход отсюда нескольких крупных зарубежных трейдеров. Это не прибавило конкурентоспособности российскому зерновому рынку, и усиление на нем роли государства тоже не способствует конкурентоспособности. Но, с точки зрения сельхозпроизводителя, сейчас конкурентность еще немного снизится, потому что, когда трейдеры номер один и номер два уходят с рынка, в этом нет ничего хорошего. Вместе с тем свято место пусто не бывает, и я уверен, что рано или поздно, скорее рано, чем поздно, эти активы будут выставлены на рынок и их сможет приобрести кто-то из действующих игроков. Я надеюсь, что это будет кто-то из новых игроков, уже сейчас есть много инвесторов, которые интересуются вхождением в зерновой трейдинг, потому что государство поддерживает сельское хозяйство, потому что экспорт из России растет, и бизнес кажется многим привлекательным. Я надеюсь, что уже в очищенном, обновленном виде торговый дом «Риф» под другим названием, другим набором активов вернется на российский рынок и конкуренция немного восстановится».
По разным основаниям в последние годы многие компании прошли полный цикл смены собственников, включая этап национализации. Это в том числе автодилер «Рольф», производитель макаронных изделий «Макфа», Ивановский завод тяжелого станкостроения, Челябинский электрометаллургический комбинат и завод «Кузнецкие ферросплавы», порт Калининграда и другие предприятия.
Этот ряд может продолжить столичный аэропорт «Домодедово». На этой неделе Генпрокуратура подала иск в суд с требованием передать государству аэропорт, так как стратегический объект оказался под иностранным влиянием — его основной владелец Дмитрий Каменщик имеет не только российское гражданство.
Свежие комментарии