Девушка не захотела ехать на работу в Мариуполь. И суд в Петербурге встал на сторону вуза. Минзрав тем временем подтвердил, что планирует обязать выпускников бюджетных отделений медвузов отрабатывать по три года в государственных учреждениях. Но эта программа все-таки будет иметь ряд существенных отличий от целевого обучения.
В первую очередь как раз по выбору места работыВ 2017 году Валерия Гуйва поступила в Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет по целевому контракту. Это значит, что по факту девушка училась на платном, но не за свой счет, а за счет будущего работодателя. Конкретно в этом случае таковым выступал Южный окружной медицинский центр ФМБА России. По контракту после получения диплома она должна была отработать там три года. Условия контакта Валерия Гуйва нарушила. В объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга сообщили, что девушке предложили отработать контракт в одном из медучреждений Мариуполя, но она отказалась, так как там «проходят боевые действия и существует риск для жизни и здоровья». По крайней мере такую позицию в суде отстаивал адвокат выпускницы.
Однако, как заявила «Бизнес FM» начальник юридического отдела Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Ольга Сокирченко, на самом деле Южный окружной медцентр неоднократно предлагал девушке работу в ее родном городе — Ростове — и не только, но она отказывалась, потому что сразу после окончания вуза, еще до того, как ей предложили отработать по целевому контракту, она уже устроилась на работу в Санкт-Петербурге:
Ольга Сокирченко начальник юридического отдела Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета «Она должна была трудоустроиться в Ростове, спокойно отработать, однако на момент, когда она должна была обратиться к своему будущему работодателю, она уже была трудоустроена в аптеку «Фиалочка» и, наверное, вряд ли имела интерес к этому трудоустройству. И когда мы уже в зале судебного заседания рассматривали этот процесс в присутствии ее представителя, который имеет статус адвоката, вылезли неподтвержденные предположения, что она обращалась и ей отказали. Однако мы были постоянно на связи также с юристами ФМБА, которые говорили, что Валерия отказывалась от трудоустройства в Ростове. Ей предложили другое место трудоустройства. У меня сейчас нет перед глазами судебного решения, на память не помню, но их достаточно много. И только потом, когда она уже в очередной раз отказалась, после длительной переписки с ФМБА ей предложили Мариуполь».
На практике целевик на старте точно знает, кто оплачивает его обучение, и понимает, на кого ему потом придется работать. Часто в контрактах заранее прописывается и непосредственно регион. Но если работодатель — очень крупная структура с большим количеством филиалов, конкретный регион может быть и не указан. Что логично, потому то на медиков учатся почти шесть лет, рассказывает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ «Держать конкретные рабочие места под это, конечно, нет. Тут скорее ответственность несет либо работодатель, либо органы власти, которые понимают, как они будут распределять выпускников и удовлетворять свою потребность в кадрах. Уж очень конкретной привязки при столь длительных программах нет».
Суд в Санкт-Петербурге аргумент о том, что в Мариуполе ведутся боевые действия, тоже отмел. И в итоге с выпускницы и ее отца взыскали 168,5 тысячи рублей, которые девушка получила в виде стипендии и прочих выплат за все годы обучения, и штраф в размере 100 тысяч рублей. Вуз требовал больше. Девушке повезло. На момент, когда она заключала контракт, по закону в случае его неисполнения учебное заведение имело право требовать возмещения выплаченной ей стипендии в двойном размере плюс штраф и еще некоторые мелочи. Теперь же правила гораздо строже. С 2019 года отказавшийся от отработки целевого контракта выпускник должен компенсировать не только полученную им стипендию, но и покрыть расходы работодателя на его обучение.
И теперь этот же принцип хочет взять на вооружение Минздрав, но уже не только для целевиков, а для всех студентов медвузов, которые отучились на бюджете. Суть идеи в том, что, если человек отучился на медика за государственный счет, три года он должен будет отработать в государственной клинике либо в частной, если она оказывает услуги по ОМС и если выпускника туда возьмут. А вот если он откажется, вчерашнему студенту придется вернуть все, что государство на него потратило. Причем в двойном размере. По подсчетам СМИ, в сегодняшних деньгах речь идет о сумме примерно в 2,5 млн рублей. Это в среднем. Но в части выбора региона выпускникам-бюджетникам дадут больше свободы по сравнению с целевиками. По идее, выбирать регион и даже конкретное учреждение они смогут сами. При условии, что в этих клиниках будут вакансии.
Свежие комментарии