Вице-спикер Госдумы предложила смягчить наказание для несовершеннолетних за нетяжкие преступления и уделить особое внимание воспитательным мерам. Соответствующий законопроект уже подготовлен, отметила Ирина Яровая
Ирина Яровая предложила отказаться от уголовного наказания подростков, которые впервые совершили правонарушения небольшой тяжести, и применять его, только если будет доказано, что иначе исправление невозможно.
По мнению Яровой, судимость лишь еще больше затягивает в преступную среду, а главная задача государства — все-таки перевоспитание, а не вынесение приговоров.В отношении несовершеннолетних закон и так не слишком строг, говорит адвокат Сурен Аванесян:
Сурен Аванесян адвокат «Если идет речь о преступлениях небольшой тяжести, то, как правило, на практике это все-таки к уголовным делам и не приводит. Лица, достигшие 14-летнего возраста, но не достигшие 16-летнего возраста, могут быть привлечены к уголовной ответственности только за особо тяжкие преступления. После достижения 16-летнего возраста, так называемого возраста полной уголовной ответственности, Уголовный кодекс все-таки достаточно снисходителен к несовершеннолетним, и поэтому в соответствии со статьей 88 наказание, связанное с лишением свободы, как правило, не назначается».
Яровая напомнила, что раньше работала в прокуратуре и с тех пор комиссия по делам несовершеннолетних совсем не изменилась. «Это ответственный секретарь, как правило, женщина, которая хорошо если хотя бы документальную часть успевает вести», — сказала вице-спикер Госдумы.
В целом эксперты одобряют тезисы законопроекта. Как пишет «Коммерсантъ», смущает только пункт о публичных извинениях: подростки могут настроиться к окружающим еще более агрессивно. Детский психолог Оксана Защиринская с этим не согласна:
Оксана Защиринская детский психолог «Пункт «попросить прощения» выглядит для подростка, совершившего противоправный поступок, как эмоциональный шок. Это не приводит к психтравматизации, возможно, это будет тот шок, который и позволит добиться некоего перелома в отношении самого себя, своих поступков. Очень схоже с немецкой моделью работы с подростками-правонарушителями. Детей, вместо того чтобы определить в тюрьмы, вывозят в Россию, в глубинку, и поселяют в таких экзотических условиях. У подростков возникает культурный шок: куры, коровы, колодец, это не совпадает с их привычным укладом жизни. Только через какое-то шоковое состояние можно действительно добиться не травматичного, но очень хорошего эффекта».
Яровая также предложила вернуться к институтам наставничества и волонтерства, отметив, что раньше трудные подростки исправлялись, так как «в школе за партой сидели отличники и двоечники», а теперь «они в разных школах сидят». В Минобрнауки инициативу поддержали.
Свежие комментарии