Почему-то кажется, отмечает политолог, что многие страны проглотят «ковбойские» методы Трампа: во-первых, Америка может себе это позволить, во-вторых, им деваться все равно некуда
Веденные Дональдом Трампом тарифы от 10% до почти 60% для разных стран стали шоком для мировых рынков. Только американский фондовый рынок потерял около 2 трлн долларов за один день.
Евросоюз, Китай и другие торговые партнеры Америки грозят ответными мерами. Насколько все серьезно? И приведет ли это к коллапсу мировой экономики?
Всемирный вопль по поводу действий Трампа случился еще и потому, что все ждали тарифов максимум 15-20%, однако в отношении Китая, по совокупности с ранее введенными, они составят 54%, в отношении Вьетнама с его 124-миллиардным торговым профицитом в торговле с США — 46%. Даже крошечному Лесото придется платить 50%. Однако вопреки распространяемым «глобалистки» настроенными СМИ ужасам, тарифы автоматически не будут переложены на плечи покупателей в самой Америке.
Хотя импорт в США в прошлом году превысил 4 трлн долларов, или 12-13% ВВП, однако по расчетам Федерального резервного банка Бостона, в худшем случае теперь базовая инфляция увеличится на 1,4–2,2 процентных пункта. Потому, что США остаются крупнейшим в мире потребительским рынком, и иностранные производители «проглотят» повышение издержек. Иначе куда тот же Вьетнам денет всю производимую им электронику, «айфоны», чипы, бытовые электротовары и одежду? Учитывая низкую себестоимость тамошнего производства, таким производителям придется просто урезать маржу.
Недавнее выступление вице-президента США Джей Ди Вэнса хорошо объясняет мотивацию удара по всей системе глобализации по лекалам условного Фукуямы и его либерального «конца истории». По Трампу, нет и не будет такого конца. Вот что заявил Вэнс:
Вэнс добавил, что цель политики Трампа — отменить 40 лет провальной экономической политики.
Начиная с 2009 года, торговый дефицит США неуклонно рос, превысив триллион долларов, и лишь в прошлом году он сократился до 918 млрд. Теперь от повышенных тарифов США получат до 650 млрд долларов в год. Если до сих пор средневзвешенная ставка пошлин на импорт в США составляла 2,2%, то теперь в среднем будет 28-30%, и это максимум с 1932 года.
Между тем, торговый дефицит — важнейший фактор роста госдолга. Его обслуживание обходится все дороже и в перспективе грозит банкротством Америке. Надо было действовать. Возможно, не столь резко, как Трамп. В конце концов, у той же Европы, которая стенает по поводу нарушений принципов свободы торговли, есть НДС, которого нет в США и который минимум в 2,5 раза выше налогов на продажу в разных штатах (они колеблются от 2,5 до 7,25%). В Европе есть всякие «утилизационные сборы», а недавно появился еще и произвольно высчитываемый «углеродный налог». О какой свободе торговли там говорят? Китай искусственно занижает курс юаня, что тоже далеко от свободы торговли. Подавляющее большинство стран, против которых США вводят тарифы, облагают пошлинами товары из США по еще более высоким ставкам.
А можно посмотреть и на Россию. Она давно не живет в условиях свободы торговли. Но экономика не рухнула, а аграрный сектор после введения в 2014 году контрсанкций вполне бодро приплясывает на костях «глобализации». При этом большие сырьевая и аграрная экспортные составляющие, в чем мы похожи с Америкой, дают сильную защиту от всяких тарифных ограничений. У США к тому же огромный профицит — не менее 300 млрд долларов — в торговле услугами и ноу-хау. Тут весь остальной мир более зависит от США, чем они от него. Плюс к тому многие страны зависят от американского военного щита, иначе та же процветающая Южная Корея уже давно стала бы Северной.
В результате ответных мер, от которых многие страны вряд ли смогут удержаться в отношении США, мировая экономика может, как минимум, замедлиться, что приведет в том числе к падению спроса и цен на основные товары российского экспорта. Однако почему-то кажется, что многие другие страны проглотят «ковбойские» методы Трампа: во-первых, Америка может себе это позволить, во-вторых, им деваться все равно некуда.
Свежие комментарии