Сергей Елистратов несколько лет назад попытался инвестировать в ценные бумаги и не смог разобраться в их принадлежности и запретах для госслужащих. По букве закона увольнение его было правильным, но прибыль от всех инвестиций составила 4 тысячи рублей
Заработал четыре тысячи рублей и лишился должности.
Стали известны подробности истории главы омского села, которого отправили в отставку за покупку иностранных акций. Редакции Business FM удалось пообщаться с героем, который изложил свою версию случившегося.О том, что инвестиции в иностранные активы стоили должности главе Осокинского сельского поселения в Омской области, Business FM уже рассказывала. Вкратце напомним содержание первой серии. Муниципальный чиновник приобрел ценные бумаги зарегистрированных за рубежом компаний. Что является прямым нарушением закона «О противодействии коррупции». Местному прокурору это не понравилось. Сначала он обратился к совету сельского поселения с предложением принять меры и снять с должности его главу. В совете на это никак не отреагировал. Тогда прокуратура подала иск в суд, который досрочно прекратил полномочия сельского главы. По данным СМИ, это был Сергей Елистратов, руководивший Осокинским сельским поселением 22 года. Редакция Business FM пыталась получить у него комментарий, но безуспешно. После выхода материала в эфир он сам связался с нашей радиостанцией и рассказал, что произошло.
По словам бывшего сельского главы, на зарплату в 40 тысяч рублей много не инвестируешь. Но он попробовал. Правда, не очень удачно. Продолжает Сергей Елистратов:
Сергей Елистратов бывший глава Осокинского сельского поселения «Начал инвестировать, ну как бы не всегда все понимаешь сразу изначально, тем более если для тебя это дремучий лес. У меня была одна акция «Яндекса», одна акция Ozon. На Ozon, получается, я купил депозитарную расписку. Все покупал на Московской бирже через брокера «Тинькофф». Потом у меня что там Polymetall, наверное, было десять акций. И три акции Globaltrans. Да, еще акция «Пятерочки» была, магазин. Я как бы считал, что все активы, которые принадлежат к этим объектам, скажем так, они у нас находятся в России, и мы ими пользуемся. То, что они могут быть где-то зарегистрированы не у нас, ну я этому не придавал значения на первых порах. Когда разобрался уже, тогда я от них просто избавился. Взял я их всего в общей массе на 9 тысяч рублей. Потом продал, где-то около 4 тысяч я получил дохода. Отчитался, заплатил налог. Правительство Омской области проверяло, вопрос не задавало. Потом прокуратура после этого проверила, вопросы не задавала. Но когда я их продал, избавился, меня начали преследовать, вот и все».
По словам Сергея Елистратова, те самые ценные бумаги, которые довели его до увольнения, он купил в 2022-м году. Например, «Яндекс» тогда был только один, компания еще не разделила своей бизнес на российский и международный. Головная структура «Яндекса» была зарегистрирована в Нидерландах. До начала спецоперации акции «Яндекса» котировались на американской бирже Nasdaq, а депозитарные расписки на них торговались на Мосбирже, и купить их мог любой российский инвестор. Но формально эмитентом бумаг была иностранная компания.
То, что глава села в Омской области не смог во всем этом разобраться, не очень удивляет независимого финансового эксперта и инвестора Максима Ульянова:
Максим Ульянов независимый финансовый эксперт, инвестор «Мне сложно сказать, почему конкретно экс-глава омского села не смог сопоставить, совпадают ли его инвестиционные решения с буквой закона для госслужащих. Но в целом когда люди не очень понимают, что такое листинг, что такое депозитарная расписка, что такое акция, — это достаточно распространена ситуация среди розничных инвесторов. И мне кажется, экс-глава омского села не единственный человек, который испытывает затруднения с определением того, какой актив и какой юрисдикции он приобрел. Здесь товарищу из омского села не повезло именно в том, что он является госслужащим, потому что каких-то существенных рисков, если бы он был просто инвестором, для него бы это не несло».
Если следовать букве закона, то прокуратура и суд все сделали правильно: нашли нарушившего закон муниципального служащего и добились его увольнения. Но все-таки наказывать снятием с должности с формулировкой «в связи с утратой доверия» за неправильные инвестиции в 9 тысяч рублей — это, наверное, немножко слишком. Говорит эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Учитывая то, что компания имеет отношение к российскому рынку, конечно, вот такие строгие ограничения в части нарушений положения о госслужащих, который допустил глава сельского поселения, они слишком, на мой взгляд, избыточны и слишком строгие. Конечно, необходимо чтобы брокеры, помимо маркетинговых промо материалов, представляли еще внимательные такие дисклеймеры, справки, предупреждения о том, что покупки тех или иных инструментов таят в себе не только инвестиционные, рыночные риски, но и риски, связанные с привлечением к ответственности, исследования движения денежных средств. Возможно, к этому мы придем уже в очень скором времени».
В истории экс-главы омского села еще остаются непонятные моменты. Например, неясно, почему у властей не возникало вопросов к Сергею Елистратову, когда он был владельцем «неправильных» ценных бумаг. И почему эти вопросы возникли, когда он эти бумаги продал.
Пока же можно сказать только одно: любой инвестор должен думать о рисках и не только рыночных. И особенно внимательными надо быть тем, кто состоит на государственной или муниципальной службе. Инвестировать им никто не запрещает, но надо быть патриотичным и вкладываться только в «правильные» активы.
Свежие комментарии