В редакцию Бизнес ФМ обратилось архитектурно-проектное бюро под названием «Первый эксперт», у которого «Авито» внезапно попросила подтверждения того, что слово «первый» в названии имеет под собой обоснование. Правомочен ли запрос?
«Обоснуй за нейминг!» Рекламная площадка может запросить обоснование — почему ваш бренд назван так, а не иначе — с такой ситуацией столкнулся один из слушателей Бизнес ФМ.
Оказалось, закон «О рекламе» и работа Роспатента иногда могут вступать в противоречие.В редакцию Бизнес ФМ обратилось архитектурно-проектное бюро из Башкортостана под названием «Первый эксперт». По словам учредителя фирмы Алмаза Мустафина, площадка «Авито», на которой они размещаются уже не в первый раз — вдруг запросила документы, подтверждающие, что «Первый эксперт» — действительно «первый». Требование повергло в ступор, признается Алмаз Мустафин:
Алмаз Мустафин Учредитель архитектурно-проектного бюро «Первый эксперт» «В документах везде есть название «Первый эксперт». Более того, мы недавно товарный знак зарегистрировали «Первый эксперт». То есть, это наше юридическое название. У «Авито» есть такая услуга, как «продвижение профиля». И мы больше, наверное, полугода пользовались их этой услугой, где у нас в заголовке объявлений было указано «Первый эксперт». Последний раз разместили, скопировав предыдущее объявление — модерацию не прошло. Что не так? Служба поддержки в переписке нам заявляет, что вы тем самым выражаете свое превосходство среди остальных. «Не пропускаем». Выясняется, что мы не можем теперь использовать это наименование без подтверждения, что мы на самом деле какие-то первые. «Эта формулировка указывает на превосходство и привлечение внимания. Это запрещено требованием к текстам и изображениям пункта 3.11».
По словам нашего собеседника, техподдержка «Авито» просит что угодно: исследование, рейтинг, опрос — которые говорили бы, что название «Первый эксперт» взято не с потолка. Понятно, что у компании ничего этого нет. Более того — Роспатент пару месяцев назад зарегистрировал товарный знак «Первый эксперт», и там вопросов почему-то не возникло. Здесь надо различать товарный знак сам по себе — и рекламную кампанию с использованием этого названия, говорит гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина:
Алина Акиншина гендиректор компании «Онлайн Патент» «Авито, безусловно, абсолютно корректно предъявляет требования, потому что есть законодательство о рекламе. Нельзя вот просто так называться «первым», «лучшим» и подобного рода превосходные степени использовать в описании своих услуг и товаров. Другой вопрос, что компании следует рассказать площадке о том, что у них есть зарегистрированный товарный знак. Потому что при наличии зарегистрированного товарного знака они правомерно используют принадлежащие им на условиях исключительного права словосочетания. И, скорее всего, такой ответ площадку удовлетворит. Возможно, компании повезло, и по какой-то причине модератор на площадке до этого пропускал объявление».
С одной стороны, беглый поиск по базе Роспатента вызывает удивление. Со словом «лучший», к примеру, он выдает сотню результатов — все эти компании как-то прошли регистрацию, и очевидно, «лучшими» были не все. С другой стороны, наименование юрлица — еще не рекламное сообщение. Когда компания начнет промо-акции — тогда и придется каждое слово подтверждать документами. Те же банки из первой пятерки иногда используют в рекламе слово «лучший», и по идее, должны это как-то подтверждать. «Закон о рекламе» в этом отношении не менялся, и был таким всегда, говорит старший партнер юридической фирмы «Залесов, Тимофеев, Гусев и партнеры», патентный поверенный Ирина Озолина:
Ирина Озолина старший партнер юридической фирмы «Залесов, Тимофеев, Гусев и партнеры», патентный поверенный «Когда регистрируют название компании, его никто не проверяет. А вот то, что им товарный знак зарегистрировали, — для них хорошо. Роспатент как раз проверяет, не содержит ли то, что люди заявляют на регистрацию, описательных характеристик. Есть постановление Верховного суда девятнадцатого года, в котором есть пункт о том, что нельзя запретить людям использовать свой товарный знак зарегистрированный. Я считаю, что да, они вполне могут настаивать на том, что у них есть товарный знак. И никто не вправе запретить им его использовать».
По словам юриста, при регистрации товарного знака компания «Первый эксперт» наверняка апеллировала к тому, что присутствует на рынке уже много лет, и такое наименование приобрело «различительную способность». А площадка «Авито», очевидно, опасается претензий ФАС, и перестраховывается — и тоже имеет на это право. Для компании «Первый эксперт» в этом споре главным аргументом станет именно факт регистрации товарного знака — и он, уверены юристы, все же позволит начать рекламную кампанию под своим названием.
Свежие комментарии