Подобные прогнозы в последнее время появляются с завидной регулярностью. Каковы на данный момент способности нейросетей и какие задачи для искусственного интеллекта пока остаются невозможными?
К концу 2025 года искусственный интеллект превзойдет человека. Такой прогноз сделал Илон Маск. По его мнению, все более вероятно, что ИИ превзойдет интеллект любого человека уже через год, всех людей — еще через пару лет, а к 2030 году эта вероятность составит уже 100%.
Нейросети все плотнее входят в нашу жизнь: школьники теперь делают с ними «домашку», студенты — пишут рефераты и защищают дипломы, а продавцы на маркетплейсах — генерируют описания своих товаров. Даже на прямой линии президента анализировать вопросы россиян помогал ИИ. Возможности нейросетей использовали и на «Бизнес FM». Чуть больше года назад в эфире радиостанции прошел сюжет Ивана Медведева. Вернее, это звучало как его сюжет, а на самом деле текст написал YandexGPT 2, и даже голос на базе настоящего сгенерировала программа, но уже другая. Как и голоса других обозревателей радиостанции — Михаила Задорожного и Александры Сидоровой. Сходство было пугающим.
И все же за свои рабочие места переживать нам пока не стоит. Нейросети все еще не избавились от галлюцинаций — ошибки в программе, когда ИИ начинает генерировать данные на основе самого себя, а не реальных фактов. Компания Apple из-за своей нейросети получила иск от BBC — а все потому, что искусственный интеллект Apple Intelligence дал осечку и выпустил ложные новости. Владельцы айфонов получили уведомление о том, что якобы BBC опубликовала новость, что застрелился Луиджи Манджоне — один из главных персонажей в зарубежном интернете конца осени, который убил главу UnitedHealthcare. Хотя к реальности эта информация не имела никакого отношения. К тому же в иске против Apple отмечается, что еще в ноябре Apple Intelligence опубликовала другую «фейкньюс» — о том, что арестован премьер Израиля Биньямин Нетаньяху. Написала об этом будто бы The New York Times.
Как такое могло произойти? Говорит руководитель образовательной программы «Искусственный интеллект» НИЯУ МИФИ Роман Душкин.
Роман Душкин главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ «За разработку каких-то решений отвечает всегда руководитель проекта, и эту разработку ведет небольшой коллектив. И, соответственно, кто-то что-то где-то пропустил или кто-то на коленке автоматизировал, это пустили в производство, не проверив, и так получилось. Поэтому, естественно, компании, которые взаимодействуют с огромным количеством людей, должны отдавать отчет своей ответственности, в том числе и за такие вещи. Количество сгенерированного контента в Сети уже, может быть, превышает объем контента, который люди написали без системы генерации. То есть за эти два года, как в общем доступе появился ChatGPT и другие модели, количество именно сгенерированного контента просто потрясает. Я хоть через полчаса вам сделаю агента, который лезет в заданный телеграм-канал, где РИА Новости, например, публикует свою ленту новостей, берет каждую новость, переписывает ее своими словами и публикует в своем канале, и буду переписывать своими словами и кидать. Причем модели сегодня настолько вычурные, что никто даже не заметит, что это переписано моделью».
В интернете завирусился и другой громкий случай — когда чат-бот от Google в ответ на просьбу помочь с решением задачки пожелал пользователю смерти и даже назвал «обузой для общества». На мемы разошлась история, когда нейросеть не смогла посчитать количество латинских букв r в английском слова strawberry.
Редакция спросила экспертов о том, что бы они не доверили нейросетям? Говорит руководитель отдела компьютерной лингвистики группы компании «Наносемантика» Анна Власова:
— А что максимально близкое к воспитанию детей, так сказать, вы бы могли ему доверить?
— В основном ответы на фактические вопросы, скажем, школьник может что-то узнать, что-то спросить у искусственного интеллекта и даже попросить помочь решить простую задачу. Но, конечно, надо понимать, что искусственный интеллект может начать генерировать неверные, некорректные факты.
— Какие самые глупые задачи сейчас для нейросетей невыполнимы, хоть они и кажутся легкими?
— На самом деле любые вопросы, предполагающие знание какого-то культурного кода, культурного концепта и в том числе юмористического слоя. Ну, например, я не пробовала, но мне кажется, что если спросить тот же ChatGPT что-нибудь типа «сколько слонов поместится в посудной лавке», то скорее он начнет давать какой-нибудь занудный, правильный ответ, что «слон не влезет в посудную лавку, а, может быть, и влезет, но максимум один».
И действительно, YandexGPT 4 в ответ на вопрос о количестве слонов в посудной лавке сказал так: «Ни одного. Посудная лавка слишком мала для того, чтобы вместить в себя слонов». А вот ChatGPT оказался прозорливее и заявил, что слонов будет столько, сколько вы сможете себе представить.
Гендиректор компании Dbrain и автор телеграм-канала AI Happens Алексей Хахунов считает, что нейросети, как ни парадоксально, все еще не могут обработать большое количество данных.
Алексей Хахунов гендиректор компании Dbrain и автор телеграм-канала AI Happens «Современные модели все еще удобно не позволяют взаимодействовать с табличными данными, чтобы они сами делали какие-то формулы, вычисления, это работает достаточно плохо. Вторая проблема, которая есть, это множественные запросы в интернете. Например, вы хотите выбрать телефон из последних выпущенных моделей. И вы хотите сначала, чтобы нейросеть нашла всю информацию про актуальные телефоны, которые были выпущены за последний год, а потом их сравнила. И это достаточно сложно сделать — то есть надо сначала по отдельности делать эти запросы, просить ее найти, потом уже агрегировать. У моделей все еще отстают знания про окружающий мир, у них есть у всех точка, про которую они знают информацию хорошо, а дальше они знают информацию фрагментарно. Что я в текущий момент все еще не могу доверить в полной степени нейросетям — это написание человеческих текстов. Нейросети круто подходят, чтобы сделать начальный драфт, но его потом нужно все равно очеловечивать».
В начале 2024 года в рунете широко обсуждалась история Александра Жадана — ему ChatGPT помог найти жену. Чтобы найти ту самую, нейросеть пообщалась с более чем пятью тысячами девушек. И, по мнению Александра, которое он рассказал в эфире «Бизнес FM», этим сэкономила ему около пяти лет жизни. Александр продолжает делиться лайфхаками про нейросети в своем телеграм-канале. Он, например, активно использует программу, чтобы создать иллюзию своего присутствия во время видеозвонка и просит ИИ сгенерировать свой цифровой аватар. Но вот банковские данные программе он бы не доверил.
«Пока нет возможности давать четкий доступ к своим ресурсам, потому что нейросети, даже если ставить в них какие-то разумные ограничения, так или иначе, могут галлюцинировать. И в этом случае даже был пример, где была задача взломать бот таким образом, чтобы он перевел криптовалюту. И в случае, если мы говорим о том, чтобы нейросеть могла за нас анализировать данные и принимать решение, что покупать, что продавать, как распределять опять же свой бюджет — это все еще как бы не наш случай, потому что нейросети не умеют считать».
Не один раз за год тот или иной эксперт предупреждал, что из-за нейросетей человечество вот-вот погибнет. Если не сейчас, то лет через пять. Или тридцать. Но все это пока звучит похоже на знаменитое: «Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение».
Свежие комментарии