
В основе постановки — одноименная пьеса немецкого просветителя Лессинга о том, что человеческая доброта и разум важнее религиозных и национальных различий. На предпоказе спектакля побывала корреспондент Бизнес ФМ
Лессинг написал «Натана Мудрого» в ответ на запрет открыто высказываться на религиозные темы в Германии в XVIII веке.
Сюжет переносит зрителя в Иерусалим XII века — эпоху Крестовых походов, где переплетаются судьбы состоятельного предпринимателя иудея Натана, мусульманского султана Саладина и христианского рыцаря-тамплиера. Идея пьесы — провозглашение толерантности и веротерпимости. Эта тема одна из центральных и для репертуара театра «Шалом».На сцене — старое пианино, люстра, валяющаяся в тележке античная фигура, холодильник, электрический чайник. Эти осколки культуры разных эпох собрались в достаточно агрессивном пространстве — в огромном цехе по переработке покрышек. Это метафора человеческой жестокости, которую люди пытаются переработать, а она все возвращается в других формах.
На фоне — большой проектор, на котором транслируется все происходящее на сцене. Режиссер Петр Шерешевский называет это «онлайн-кино». Композиция, крупность планов и расположение камер тщательно выверены. Все в кадре, вплоть до сантиметра, подчинено строгому режиссерскому замыслу. Петр Шерешевский «разглядывает время сквозь время» и использует классический текст как инструмент для разговора о проблемах современности:
Петр Шерешевский режиссер «Лессинга вопрос волновал: почему мы, Homo sapiens, уничтожаем друг друга, в общем-то, из благих намерений? Для примера он взял Иерусалим XII века, в котором абсолютный «компот» вероисповеданий разных людей, которые как-то пытались жить в мире, но при этом это у них не очень получалось. А мы можем эту модель мира рассматривать из сегодняшнего времени: почему же никак у нас не получается прийти к миру и согласию, несмотря на все наше развитие? Перед тем как приступать к этой работе, я начитался книжек Юваля Ноя Харари, мне показалось, что это очень резонирует с материалом Лессинга. В пьесе я это пытаюсь немножко перемешивать, но в основном Харари в нашем изложении превратился в зонги, которые создают культурологический объем».
Зонги — песни, в которых иносказательно критикуются общественные порядки и социальные проблемы. Им уделена чуть ли не половина сценического времени. Актеры играют на инструментах вживую. В зонгах — идеи израильского историка Харари об интерсубъективности — о том, как порожденные человеческим сознанием идеи (вроде религий) становятся реальной силой.
Для Шерешевского важно, чтобы артисты шли от своей природы. Даже борода Натана Мудрого, точнее Дмитрия Уросова, который его играет, настоящая. Продолжает актер:
Дмитрий Уросов актер «Говорить о том, что это исторический персонаж, не приходится. Это скорее про меня, про то, как я воспринимаю этот мир и те проблемы, которые меня волнуют. Это не про такого чудо-человека, который может разрулить все на свете, скорее про человека, который быстро может среагировать и быстро принять самое важное, в какой-то степени кардинальное решение, может быть, даже смелое. Как все предприниматели, он умеет быстро принимать решения и действовать. Про что я получился? Моя версия — про защиту собственной любви и про то, как сохранить самое важное для себя, то, чем я дорожу больше всего на свете, а это не деньги».
Жанр спектакля — «благодатный трип в трех действиях», это попытка через историю и философию рефлексировать о сегодняшнем дне и поиске ответа на вечный вопрос: возможно ли людям с разными взглядами научиться принимать друг друга?
«Натан Мудрый» идет 3,5 часа с двумя антрактами. Возрастное ограничение — «18+». Есть и еще одна важная деталь, на которую обращают внимание авторы: «Во время спектакля на сцене готовится яичница. Просим зрителей с аллергией или повышенной чувствительностью к запахам учитывать это при посещении театра».
Свежие комментарии