Кроме того, ранее Госдума приняла поправки в УК, освободив российских медиков от преследований по статье 238 за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Она не распространяется на случаи оказания врачами медицинской помощи. Стоит ли ждать дальнейшей либерализации в отношении уголовного преследования медиков?
Первый апелляционный суд в Москве отменил приговор врачам Елене Белой и Элине Сушкевич, осужденным за убийство младенца в роддоме Калининграда. Самое резонансное дело отправлено на новое рассмотрение, но обе осужденные остаются под стражей, в Калининградской области.
Теперь в Мособлсуде дело врачей должно быть рассмотрено заново с участием новой коллегии присяжных, которым будут заново предъявляться доказательства, и она заново будет их исследовать, определяя новый приговор.
В сентябре 2022 года и.о. главврача калининградского роддома Белую и анестезиолога-реаниматолога Сушкевич осудили на 9,5 года и 9 лет колонии соответственно. Их судили за убийство. По версии следствия, в 2018 году, узнав о родившемся в тяжелом состоянии младенце, Белая организовала его убийство с помощью Сушкевич, которая ввела ребенку сульфат магния в дозировке, в 20 раз превышающей допустимую для новорожденных. В 2020-м присяжные суда в Калининграде оправдали врачей, коллегия сочла недоказанным, что новорожденному вводили препарат. Но это решение было отменено, в Мособлсуде присяжные сочли вину доказанной. Апелляция и кассация не помогли. Однако в октябре Верховный суд отправил дело врачей на новое апелляционное рассмотрение.
А 17 декабря Госдума внесла поправку в УК, действие статьи 238 — об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, — на медиков отныне не распространяется. То, что это произошло параллельно с новым поворотом в деле Сушкевич и Белой, скорее совпадение, считает председатель Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения Асад Юсуфов:
Асад Юсуфов председатель Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения «Это никак не связано с теми поправками, которые предложила Госдума. Это связано с тем, что в первой инстанции, которую вел адвокат Тимур Маршани, удалось добиться оправдательного приговора, потом были совершены различные процессуальные ошибки. На эти ошибки обратил внимание Верховный суд. Верховный суд вернул дело на пересмотр, эти ошибки были учтены. Я думаю, что теперь невозможно будет доказать, что есть вина в их действиях, и невозможно будет применить срок давности».
Статья 238 наиболее часто применялась к врачам из всех статей УК. Количество дел, возбуждаемых по ней, росло ежегодно. Срок давности — шесть и десять лет, в эти сроки укладываются обычно все экспертизы. Реакцию медицинского сообщества на декриминализацию можно назвать сдержанным воодушевлением.
Не исключено, что следствие, утратив одну возможность уголовного преследования медиков, начнет искать другие, предполагает медицинский юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи Иван Печерей:
Иван Печерей медицинский юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи «Статья 238 изначально не подходила для медицинских работников. Сроки экспертиз по медицинским делам очень долгие, а сроки привлечения к уголовной ответственности по основным статьям для медицинских работников были небольшие, очень много дел закрывалось за истечением сроков давности. Следователи вынуждены были переквалифицировать дела на статью 238, по которой срок давности состоял шесть и десять лет. Сейчас, когда статья 238 отменена, это очень большой, прогрессивный шаг, но я предвижу, что медицинских работников начнут привлекать к ответственности по другим статьям УК, например «неоказание помощи больному» или «халатность», поскольку проблема, что сроки экспертиз будут удлиняться, не решена».
Как надеются эксперты, после того, как поправки одобрит президент, часть дел против медиков по статье 238 прекратят, а уже осужденных по этой статье могут амнистировать.
Свежие комментарии