После теракта в «Крокус Сити Холле» власти начали работу по упорядочению миграции. Но пока на место неупорядоченной миграции приходит лишь не очень упорядоченная депортация, считает политолог
МВД предлагает добавить в качестве повода для выдворения мигрантов еще 20 статей КоАП. В частности, начать выдворять из России за мелкое хулиганство, организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, демонстрацию нацистской или экстремистской символики и призывы к нарушению территориальной целостности. Сейчас депортация предусмотрена 22 статьями КоАП.
В частности, к депортации прибегают, если мигрант нарушил законодательство о свободе совести, был причастен к незаконному обороту наркотиков или пропагандировал нетрадиционные ценности. Выдворить из России могут за отдельные правонарушения в области защиты государственной границы и в сфере миграции.
Спикер Думы Вячеслав Володин заверил, что она поддержит законопроект. А также будет в кратчайшие сроки рассматривать другие предложения, касающиеся совершенствования миграционного законодательства, поступающие от кабмина, министерств и ведомств. Чего ждать?
Стимулом к всплеску обсуждений на тему упорядочения миграции, в том числе трудовой, стал теракт в «Крокус Сити Холле». Хотя некоторые считают, что сейчас не лучшее время для ограничения трудовой миграции на фоне рекордно низкой безработицы и всеобщего стона работодателей о нехватке рабочих рук. Однако тема миграционных барьеров сейчас на подъеме во многих странах, Россия не стала исключением. Идеологическое противопоставление «наших исконных ценностей» чужеродным также резко сужает возможности контраргументации в поддержку «свободного движения рабочей силы» и прочего недружественного нам теперь глобализма.
Ну и, наконец, совсем трудно на политическом уровне противостоять железобетонным тезисам насчет укрепления безопасности. Именно под флагом борьбы за безопасность уже резко увеличилось число депортаций иностранцев. С начала года из России выслали не менее 30 тысяч иностранцев, что вдвое больше, чем годом ранее. Въезд в страну закрыли для 100 тысяч иностранцев, что на 55% больше, чем год назад.
Увеличение почти в два раза, как предлагает МВД, числа оснований для депортации может привести к кратному увеличению выдворений. Достаточно сказать, что число только административных правонарушений иностранцами в 2021 году составило 276,4 тысячи, в 2022 году — 249,9 тысячи, а в 2023 год — 206,6 тысячи. Вроде бы даже спад наблюдается. Однако с правовой статистикой тоже не все гладко. Так, недавно глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что за год число особо тяжких преступлений иностранцев выросло на 32%, а всего в прошлом году иностранные граждане совершили 38,9 тысячи преступлений, что на 3% ниже предыдущего года, но это без учета преступлений, совершенных лицами, недавно получившими гражданство РФ. Правда, глава МВД Владимир Колокольцев говорит о несколько другой тенденции, а именно о снижении количества преступлений со стороны иностранцев, в частности, на 8% уменьшилось число тяжких и особо тяжких деяний. Правда, Колокольцев говорит о текущем годе.
Нет полной ясности ни по поводу того, сколько в стране гастарбайтеров, ни по поводу того, сколько их нужно для нормального функционирования экономики, ни, соответственно, представления о том, что с этой экономикой будет, если начать гастарбайтеров массово депортировать или еще более массово не пускать в страну. К примеру, тот же Бастрыкин считает, что для всех российских строек нужны лишь 400 тысяч работников, тогда как только в Москву завезли 1,2 млн иностранных граждан за четыре первых месяца текущего года.
Если углубиться в статистику, то разнобой будет еще сильнее. Так, по данным погранслужбы ФСБ, в прошлом году с целью работы в страну въехали 4,5 млн иностранцев, в том числе десятки тысяч из стран «дальней Азии», включая Китай, чего раньше в массовом количестве не было. Число выданных патентов на работу в прошлом году составило 3,9 млн. Президент Путин в марте нынешнего года оценил долю трудовых мигрантов в 3,7% от общего числа работающих в стране, то есть это 2,7 млн человек от чуть менее 74 млн занятых. Однако сотни тысяч, а то и несколько миллионов работают нелегально. И эти цифры уже бьются с прошлогодним исследованием Института экономики РАН, определившим дефицит кадров в России в 4,8 млн человек. Если определить теневой сектор экономики еще процентов на 20-25, то можно смело прибавить миллион-полтора занятых там гастарбайтеров.
Сейчас пошли разговоры о создании единого оператора по найму гастарбайтеров. Сразу вопрос: он справится с администрированием 5-7 млн рабочих мест в условиях рыночной экономики? Причем ему придется столкнуться с уникальным для мира юридическим разнообразием по части статуса гастарбайтеров. Сейчас строго целевым образом набирают всего лишь 155 тысяч человек, которые работают в России на основании рабочей визы. Но еще есть отдельные межправительственные соглашения по трудовым мигрантам с Узбекистаном и Таджикистаном. Граждане Армении, Белоруссии и Казахстана фактически приравнены в праве на работу к гражданам России.
Все это требует как минимум унификации с возможными сопутствующими непростыми переговорам с союзниками по ЕАЭС. Работа по упорядочению миграции началась, она важна. Но пока на место неупорядоченной миграции приходит лишь не очень упорядоченная депортация. Причем она будет происходить в административном, внесудебном порядке. То есть фактически на усмотрение конкретного правоохранителя, повстречавшего на улице мигранта, оказавшегося в результате правонарушителем. Это может стать богатым дебютным началом, особенно для некоторых правоохранителей.
Свежие комментарии