Украина готова к прекращению огня, но Москва, по мнению США, тянет время. В Кремле, судя по всему, ждут отмены санкций, а в Вашингтоне грозят новыми, если РФ начнет наступление
Соединенные Штаты поймут через недели, а не месяцы, настроена ли Россия серьезно на мирное урегулирование на Украине, заявил госсекретарь Марк Рубио.
Оказывается, госсекретарь США встречался с посетившим на днях Вашингтон Кириллом Дмитриевым, главой РФПИ и спецпредставителем президента в международных организациях. В том числе сообщил ему о недопустимости затягивания переговоров. Дмитриев, в свою очередь, отзывался о ходе своей поездки сдержанно-оптимистично, упомянув даже возможность в будущем возобновления прямого авиасообщения между Россией и США. На что Рубио дал понять, что это пока не актуально. По словам Дмитриева, Россия видит «первые уважительные шаги со стороны США», есть «осторожный оптимизм и хрупкая надежда, что диалог восстановился». На что из Вашингтона дают понять, что самого по себе восстановления диалога уже недостаточно.
На днях может пройти новая встреча российских и американских представителей по украинскому урегулированию, она может что-то прояснить. О ней ранее упоминал и глава МИД РФ Сергей Лавров, указав при этом, что для успеха в переговорах, включая начало работы черноморской инициативы, то есть прекращения огня на Черном море, нужны не просто обещания, а конкретные решения. Очевидно, Москва ждет конкретной реакции Вашингтона на выдвинутые ею требования отмены санкций против аграрного сектора.
Правда, кто на анонсированной встрече будет представлять Москву, еще неясно, поскольку с российской стороны обозначились три группы переговорщиков: Лавров вместе с помощником президента Юрием Ушаковым, сенатор Григорий Карасин вместе с советником директора ФСБ Сергеем Беседой и, собственно, отдельно Кирилл Дмитриев.
Диверсификация переговорщиков, которые к тому же каждый по-своему расставляют акценты и нюансы, пока не принесла значимого результата, хотя быстро его ждать и не стоило. Однако это уже породило признаки нетерпения со стороны Вашингтона. Тот же Рубио неожиданно заявил, что если российские войска начнут новую наступательную операцию, «тогда станет ясно, хотят ли они мира или нет», напомнив об уже готовящемся конгрессом новом санкционном пакете. Хотя, строго говоря, формально ни о каком прекращении огня или деэскалации военных действий и запрете на военные операции стороны вообще-то еще не договаривались.
Некие обязательства по Украине, принятые в саудовской Джидде, были не только расплывчатыми, но и вообще не имели механизма проверки и обеспечения соблюдения гипотетического перемирия. В том числе не было такой согласованной конкретики и относительно ударов по энергетическим объектам. При том что Владимир Путин отдал приказ их остановить, и этот приказ, не раз уже напоминали из Москвы, выполняется. Также между Россией и Украиной нет общего понимания относительно того, что именно находится в списке «неприкасаемых» энергообъектов.
Со своей стороны, Владимир Зеленский использует вообще всякие удары со стороны российской армии по украинским объектам как повод для обвинений Москвы в том, что она не желает прекращать военные действия. Хотя украинские атаки с помощью дронов тоже продолжаются.
Также Киев продолжает прорабатывать линию на размещение на Украине европейских военных сил в случае прекращения огня. Зеленский принял представителей британских и французских вооруженных сил, чтобы обсудить развертывание таких сил и возможные точки дислокации. Ожидается, что более «подробное планирование» дальнейших шагов по созданию многонациональной миссии западных союзников Украины состоится уже 10 апреля на очередной встрече в формате «Рамштайн». На что, правда, президент Финляндии Александр Стубб, который, кажется, начинает претендовать на роль одного из основных «спикеров» от Европы по теме украинского конфликта, заметил, что сейчас все же не время обсуждать ввод миротворцев. Эту тему можно затронуть лишь после прекращения боевых действий.
Накануне украинский лидер допустил поиск компромисса по территориальному вопросу, который со временем позволит вернуть часть утраченных территорий не военным, а дипломатическим путем, без юридического признания их российскими. Однако Киев обозначил еще одну «красную линию», двигать которую не согласен. Это вопрос членства в НАТО — не сейчас, но в отдаленной перспективе. Вопрос, насколько известно, обсуждался на днях на министерской встрече стран НАТО, и, по словам главы европейской дипломатии Кайи Калласа, Марко Рубио заверил страны ЕС, что Вашингтон не пойдет на уступки Москве, которые бы пересекали «красные линии» Киева или Брюсселя. Он дал понять, что Украина и Европа должны быть согласны с теми договоренностями, которые могут быть достигнуты. Среди них могла быть и невозможность снятия с повестки вступления Киева в НАТО в будущем.
Зато на фоне остающихся довольно туманными перспектив урегулирования на Украине вновь напомнила о себе бывший премьер и лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, заявившая, сославшись на некие «международные планы», что уже до конца мая боевые действия закончатся, а затем начнется перезагрузка власти. Судя по всему, она верит, что в свете того, что не только в Москве, но и в Вашингтоне не хотели бы видеть Зеленского в дальнейшем лидером страны, звезды сойдутся именно на ней. Воистину, оптимизму некоторых политиков можно только позавидовать.
Свежие комментарии