Почему современные популярные треки быстро забываются и почти не уходят в народ? Радиостанция «Бизнес FM» поговорила об этом с экспертами музыкальной индустрии
Шлягерам прошлых десятилетий, которые распевали представители сразу нескольких поколений, сегодня практически не найти полноценную замену. Почему так происходит?
Рассуждают эксперты музыкальной индустрии:«Все-таки раньше действительно песен было — которые любители поп-музыки чаще распевали в душе, на пляже и в других общественных местах — гораздо больше. Тем не менее, последнюю пару лет, наверное, даже те, кто музыкой особенно не интересуется, все в курсе песни «За деньги да» — тут уж не поспоришь, хит так хит. Наверное, есть какие-то другие песни, которые тоже звучали довольно активно. Я подозреваю, что двухсотпроцентных хитов, которые появлялись в 90-х и в начале нулевых, стало меньше по причине того, что в этом деле конкуренция стала больше, и публике просто тяжелее расслышать потенциальный хит. Потому что хит — это некая магия прежде всего. И должна совпасть масса факторов, и очень многое значит сама ситуация, при которой эту песню услышат, то есть нужно, чтобы ничего не помешало ее услышать. Сейчас конкуренция гораздо выше. Вход в музыку стал довольно простой. Не обязательно иметь музыкальное образование, не обязательно быть виртуозом в игре на инструментах. Можно пользоваться готовыми библиотеками, заготовками, которые можно найти в интернете. И так вот получаются многие песни, и из-за того, что делать это не очень сложно, поток песен огромный. Когда больше тысячи треков — по-моему, только в российском интернете — ни одних ушей не хватит все это отслушать, оценить и выделить из них то, что действительно достойно внимания. Потому, видимо, просто у публики больше замылены уши, и привлечь внимание к одной единственной песне, которую бы знали все, довольно сложно. Другая причина, наверное, в том, что, конечно же, победа ритма над разумом очень многое поменяла в индустрии, и, конечно, песни стали менее мелодичными, как мне кажется. В них больше ритма, больше каких-то примочек, больше хуков, но ощущается дефицит мелодии. Именно поэтому, может быть, эти песни хуже срабатывают».
Главный редактор InterMedia Евгений Сафронов:
«Расцвет индустрии звукозаписи приходится на 90-е и 00-е. Причем, в Советском Союзе расцвет приходился еще и на 70-е-80-е, в отличие от зарубежной звукозаписи. Именно тогда и были созданы бессмертные хиты, которые уже сейчас не создаются. Причины экономические. Мировая индустрия звукозаписи упала в три раза, и сейчас пытается восстановиться, и это практически невозможно — я имею в виду по объему. Соответственно, она может содержать меньше конкретных талантливых творческих людей. Действительно, стало меньше хитов, потому что меньше людей задействовано в индустрии. Российская же индустрия упала в десять раз, и сейчас, опять же, идет процесс восстановления, но он долгий и самое главное, беспорядочный, непродуманный, неорганизованный, поэтому у нас меньше хитов. Меньше произведений вообще создается. Соответственно, среди них намного меньше гениальных. Я не думаю, что есть какие-то еще причины, не связанные с экономикой. Потому что у нас в популярной музыке рулит, конечно, экономика. Естественно, по индустрии очень сильно ударила пандемия. Если брать Россию, то, конечно, спецоперация и то, что связано с санкциями, очень сильно ударило тоже. Доходы концертной индустрии очень сильно упали. И если раньше, например, организаторы концертов, которые неплохо зарабатывали на зарубежных звездах, могли себе позволить даже, может быть, убыточные концерты российских звезд, то сейчас каждая копейка выхватывается у публики и у фондов с большим трудом».
Музыкальный обозреватель Владимир Полупанов:
«Это, безусловно, так. Еще лет десять назад мы общались на эту тему с Игорем Крутым. И он высказал такую мысль — сегодня песня по сути дела живет один сезон. Песня попадает в хит-парад, крутится на радио, звучит из автомобилей, как, например, «Матушка», которую можно услышать из машин даже на Патриках, но в целом песни стали жить очень короткий промежуток времени — грубо говоря, год. А раньше те песни, которые написал Зацепин или Пахмутова, или Тухманов звучали десятилетиями и звучат до сих пор, потому что, во-первых, и мастерство у этих авторов гораздо выше, и собственно сами песни более глубокие — на все времена, что называется, на все поколения. А сегодня, конечно, это все очень сегментировано. Есть песни, которые поют и слушают молодые люди, есть песни, которые взрослые люди слушают и поют в том же караоке. Безусловно, это не только история, которая коснулась нашей страны, это во всем мире так. Песня живет очень короткий промежуток времени. В мировом пространстве происходит то же самое. Практически нет песен, которые поют и будут исполняться. И это нормально, на самом деле просто можно сказать, что время ускорилось. Сегодня любая информация живет очень короткий промежуток времени. Тем более сейчас появился ИИ, можно загрузить огромное количество музыки в тот же GPT-чат, и тебе компьютер выдаст какой-то новый хит, причем спетый достаточно неплохо голосом известного человека, которого уже нет в живых».
The Guardian пишет, что искусственный интеллект все чаще становится бюджетной заменой не только музыкантов, но и самого исполнителя. Ведь благодаря нему сложные треки можно создавать за считанные минуты. По прогнозам к 2028 году рынок подобной нейромузыки вырастет с нынешних 3 млрд до 64 млрд евро.
Свежие комментарии