
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования консалтинговой компании IBC Real Estate, объем предложения складских помещений, выставленных на рынок операторами торговых центров в 2025 году, составил 15% складского предложения по всей стране
Торговые центры в России стали переформатировать в склады из-за ограниченного спроса со стороны арендаторов и ухода международных ретейлеров.
Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования консалтинговой компании IBC Real Estate.Так, по итогам января — октября объем предложения складских помещений, выставленных на рынок операторами торговых центров, в целом по России составлял около 600 тыс. кв. м. Это порядка 15% от складского предложения по всей стране. По итогам прошлого года данный показатель находился на уровне 94 тыс. кв. м, то есть в шесть раз меньше.
Говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин:
Павел Люлин вице-президент Союза торговых центров «Тот год показал, что торговые центры меньше открывают ретейл, это связано в первую очередь с тем, что для ретейла плохие продажи были по результатам года, плюс достаточно дорогие деньги все равно остаются для открытия новых магазинов. И, конечно, многие ретейлеры сократили свои планы по развитию, некоторые сокращают площади, которые они активно набирали в период экспансии во время ухода западных брендов и так далее. Если говорить про склады, то вот эти объемы, которые заявлены к аренде в качестве складов, не являются какими-то большими. В России несколько десятков миллионов торговых метров, и даже вот эти 50 тысяч квадратов — капля в море, то есть это не является каким-то большим трендом по нескольким причинам. Первое — ставки на склады, даже если это последняя миля внутри города, ниже, чем торговые, поэтому девелоперу нет большого смысла сдавать дешевле. Во-вторых, есть специализированные склады, их все больше становится, и ставки на специализированные склады в последнее время снизились из-за того, что был большой ввод. Но и надо сказать, что действительно есть такие площади, которые сложно сдать: это подвалы, помещения без витрин или с маленькими витринами, какие-то верхние этажи, дальние этажи, бэк-офисы и так далее, которые торговые центры готовы сдавать под склады. Обычно это либо так называемый формат «дарк стора» или «дарк китчен», либо это такой маленький локальный распорядительный склад, либо склад для уже имеющихся арендаторов, которые он сдает для того, чтобы они не простаивали. Обычно к этому приходят, если долгое время — несколько месяцев или год помещение стоит, не сдано, и владелец, девелопер уже отчаялся ждать».
Склады в торговых комплексах Москвы предлагаются по ставке 15 тыс. руб. за 1 кв. м в год, в то время как склады класса А можно арендовать за 11 тысяч. По прогнозу Focus Technologies, посещаемость ТЦ в этом году может снизиться на 3%, отмечает «Коммерсантъ». К концу 2026 года ввод новых торговых площадей в Москве может сократиться на 70%, поскольку бизнес отказывается открывать магазины в традиционных форматах, а спрос на складскую недвижимость остается стабильным.
Комментирует вице-президент холдинга «Адамант» Аркадий Теплицкий:
Аркадий Теплицкий вице-президент холдинга «Адамант» «Холдинг «Адамант», как владелец более 1,6 млн квадратных метров торговой недвижимости, дошел до 98-99% по выручке с доковидных времен. У нас вообще не стоит такого вопроса, от нас никто не уходит, к нам люди пытаются попасть. Может быть, это вы говорите про комплексы в каких-то других городах, у нас очень выгодно расположены географически комплексы, они все в зонах метро, в зонах большой проходки людей. Цена за квадратный метр, рентабельность складских помещений значительно ниже, чем рентабельность торговых помещений, поэтому мы не задумывались, да и прецедентов у нас нету. Тут есть фраза, что бизнес не хочет открывать магазины. Какой бизнес? Нет, масштабируется все время бизнес и в общепите, и уже известные бренды, у нас есть арендаторы, которые на 6-9 наших комплексах присутствуют своими брендами в разных областях торговли. Поэтому я с этим постулатом не согласен — бизнес не хочет. Бизнес не хочет в плохих местах, там, где нету народа, бизнес не хочет нести убытки. А если вы построили достойный торговый комплекс в хорошем месте, поддерживаете его в хорошем состоянии, у него удобная логистика, до него легко добраться, и он правильно структурирован и логистически, и подбором арендаторов, то есть вы здесь можете купить то, что на ваш вкус, соответственно, значит, вашему кошельку, то люди ходят с удовольствием, у нас стоят счетчики на вход, и мы не видим никакого падения людского потока».
Эксперты отмечают, что торговые центры потихоньку превращаются в досуговые. Кроме привычных ресторанов, кинотеатров и фитнеса, сейчас появился интерес к гастробоулингам и падл-теннису. Но, до момента потери большей части торговой функции ТЦ далеко, потому что торговые метры сдаются лучше и за них платят дороже, чем за развлечения.
Свежие комментарии