Эксперты не исключают, что аэропорт в итоге попытаются национализировать. Вопрос о передаче объекта государству уже поднимался более десяти лет назад — после теракта, в результате которого погибли 37 человек
Генпрокуратура подала иск к владельцам аэропорта «Домодедово» и другим компаниям, связанным с этим активом.
По данным «Коммерсанта», перед подачей иска прокуроры проверяли обстоятельства приватизации аэропорта. Чем закончилось проверка, пока неизвестно, но опыт последних лет показывает, что, если у Генпрокуратуры возникают такие вопросы, проблемы с приватизацией надзорный орган находит.Материалы дела появились в картотеке Арбитражного суда Московской области. В ответчиках — три десятка компаний, которые участвуют в управлении аэропортом, включая фирмы бенефициара Дмитрия Каменщика. Помимо Каменщика, в ответчиках оказался Валерий Коган, возглавляющий набсовет аэропорта.
В пресс-службе аэропорта «Домодедово» подробно ситуацию пока не комментируют. Там ограничились лишь заявлением о том, что компания строго соблюдает все требования законодательства, а официальную позицию сформируют после того, как иск будет изучен.
Судя по тому, как Генпрокуратура в последние несколько лет активно оспаривает итоги приватизации 90-х, заявляя, что в те времена она была проведена незаконно, юристы не исключают, что претензии к аэропорту «Домодедово» могут лежать в той же плоскости. Хотя сравнивать аэропорт времен приватизации с тем объектом, в который он превратился, мягко говоря, некорректно. В 90-х это был обычный типовой прямоугольный терминал. Перейдя в частное управление, аэропорт «Домодедово» одним из первых прошел полную реконструкцию. По мере роста пассажиропотока появился еще один терминал, функционал и потенциал которого до сих пор не использован полностью. А еще парковки, гостиницы, привокзальная площадь, платформа аэроэкспресса, грузовой терминал, технические сооружения и так далее.
Вторая полностью независимая ВПП построена в «Домодедове» за счет бюджета, рассказывает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Впрочем, так работают и другие аэропорты. Если сильно упрощать, то все, что в аэропорту отвечает за взлет и посадку, финансируется государством. А все, что есть в «Домодедове» для удобства пассажиров, было сделано за счет частных инвестиций. Оценить их объем сейчас проблематично, это же можно сказать и о рыночной стоимости актива. Но он явно очень лакомый кусок и прибыльный бизнес стоимостью в несколько миллиардов долларов. Продолжает Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Есть какие-то цифры оценок. Сегодня я слышал что-то вроде 3 из 330 млрд рублей. Не думаю, что эти оценки правильные, потому что одно дело — балансовая стоимость, другое дело — рыночная стоимость объектов. Третья стоимость — это стоимость бизнеса с учетом оборотов и прибыли. Поскольку в стране нет практики продажи и покупки аэропортов подобных размеров, вряд ли кто-то может назвать его реальную рыночную стоимость».
И теперь на эти активы, скорее всего, будет претендовать государство. В отношении аэропорта «Домодедово» уже были судебные разбирательства после теракта в 2011 году. Тогда было возбуждено уголовное дело против владельца Дмитрия Каменщика по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц». Многие наблюдатели тогда связывали следственные действия с очередной попыткой сменить собственника аэропорта. Впрочем, дело прекратила как раз Генпрокуратура, посчитав преследование незаконным. Генпрокурор тогда лично потребовал от СКР не преследовать бизнесменов. Причем это требование было обязательным к исполнению, и его невозможно было обжаловать.
О перспективах, возможно, очередного подхода к снаряду, но уже со стороны прокуроров рассуждает адвокат Андрей Гольцблат.
Андрей Гольцблат адвокат «Похоже, что Генпрокуратура идет по уже проторенному пути: подается иск об изъятии акций соответствующего бизнеса, соответствующей компании, после чего суд удовлетворяет этот иск и актив переходит к Росимуществу. Затем, наверное, Росимущество его продаст либо передаст в соответствии с решением государства. Ранее уже было дело по приватизационным основаниям «Домодедова», но тогда оно закончилось ничем. Очевидно, что сегодня Генпрокуратура снова пытается этот актив вернуть государству».
Но здесь есть важная деталь. Не так давно Конституционный суд решил, что, если приватизация проходила просто с нарушениями, в таких делах продолжает действовать срок исковой давности в десять лет (и тогда национализация аэропорту, по идее, не грозит). Но если это были нарушения, связанные с коррупцией, сроков давности не будет. Детали иска Генпрокуратуры пока неизвестны, однако юристы ранее уже отмечали, что доказать в суде наличие коррупционной составляющей в сделках 30-летней давности крайне трудно. Впрочем, еще труднее доказать, что коррупции при этом не было.
Свежие комментарии