Жесткая посадка самолета произошла из-за погодных условий, в результате случившегося никто не пострадал, но ситуация практически повторила трагедию пятилетней давности в «Шереметьево», когда при схожих условиях в пожаре погиб 41 человек. Необходима ли всем самолетам этого типа техническая проверка?
Причиной пожара Sukhoi Superjet 100 в аэропорту турецкой Антальи стал сильный удар самолета о полосу при посадке.
Это предварительные данные, сообщили РБК в Объединенной авиастроительной корпорации.Там уточнили, что жесткая посадка самолета авиакомпании «Азимут» произошла из-за плохих погодных условий, после удара были разлив и возгорание топлива. Никто не пострадал. Инцидент в Анталье заставил вспомнить трагедию в «Шереметьево» — там были схожие обстоятельства.
Катастрофа Sukhoi Superjet 100 пять лет назад в столичном «Шереметьево» закончилась гораздо хуже: если в Анталье все в итоге отделались испугом, то тогда погиб 41 человек, а пилота Дениса Евдокимова отправили на шесть лет в колонию-поселение. Обстоятельства схожие — плохая погода, жесткая и несбалансированная посадка, повреждение топливных баков, разлив топлива и пожар. Тогда все началось с удара молнии и отказа систем, а в Анталье причиной жесткой посадки стал сдвиг ветра. Явление, к слову, распространенное и часто служит причиной авиакатастроф, когда резкий ветер сбивает траекторию посадки.
Два схожих инцидента могли бы стать поводом для комплексной проверки всех самолетов Sukhoi Superjet 100. Всего выпущено более 230 штук, из них российскими компаниями эксплуатируется около 150 самолетов. Наша авиаотрасль сегодня не в том состоянии, чтобы что-то отзывать, но рекомендации пилотам и техникам дать можно, считает авиаэксперт, кандидат технических наук Владимир Попов:
— Это уже система получается, на которую надо обратить внимание. Должны были поработать еще после посадки Евдокимова непосредственно в «Шереметьево» конструкторы, инженеры, специалисты, которые обещали доработать самолет, устранить некоторые нюансы. Безопасно эксплуатировать данный самолет достаточно проблематично получается. Или надо особенности эти очень четко сформулировать и довести до командиров экипажа, до летного состава вообще.
— Отозвать самолеты, я так понимаю, ОКБ Сухого не может. Российская авиаотрасль может себе позволить сейчас просто в одночасье все их вывести?
— Понимаю, что в одночасье это сделать нельзя. Экономически будет ущербно для страны. Я думаю, что они все-таки имеют уже определенную наработку по этим вот отказам. Им просто надо дать это разъяснение срочным порядком, пока они будут в дальнейшем еще разбираться, доделывать что-то.
Современные бортовые системы позволяют оценивать риск сдвига ветра при плохой погоде. Однако они не показывают риск в моменте и не страхуют от резкого порыва ветра уже на подлете. Обычно пилотам предписывается при сомнениях уходить на второй круг, но в итоге командир воздушного судна принимает решение сам. Впрочем, пилоты часто идут на рискованную посадку — не хотят потом ходить по кабинетам и писать объяснительные, почему было выработано больше топлива, чем планировалось. Данных о том, что самолет в Анталье уходил на второй круг, нет.
Впрочем, и демонизировать сам самолет и его конструкцию, в частности уязвимое место с топливными баками в крыльях, не стоит. Так бывает, что с самолетом одного типа или модели случаются похожие неисправности примерно в одно время, но при расследовании инцидентов никаких закономерностей не прослеживается. Любой самолет на такую жесткую посадку не рассчитан, напоминает главред портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Если мы посмотрим на ситуацию, которая была в Анталье, все системы самолета работали исправно. А причиной явилась плохая погода, сдвиг ветра, удар о ВПП. И даже то возгорание, которое произошло, возникло не внутри самолета, не в двигателе, а снаружи из-за утечки топлива. Это может произойти с любым самолетом: если вы его хорошо приложите о полосу, то конструкция может не выдержать. Различного рода отказы происходят постоянно. По статистике той же Росавиации, у нас в среднем каждый день происходит по два отказа, каких-то неисправностей на самолетах гражданской авиации. Большинство из этих событий не связаны с техническими проблемами, а зачастую человеческий фактор, погодные условия и так далее. Поэтому на данный момент говорить о том, что Superjet — это какой-то такой самолет особенный, которого следует остерегаться, я не могу. Лично я спокойно на нем летаю, и никаких проблем я не вижу».
Superjet, совершивший жесткую посадку в Анталье, всего месяц назад повредил створки шасси при вынужденной посадке во «Внуково». К этому привел отказ гидросистемы. При посадке из-под самолета сыпались искры, а осмотр показал, что протекла гидрожидкость и повредились створки шасси.
И авиатехников, и пилотов будут допрашивать в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности. Сам горевший самолет пока останется в Анталье для оценки повреждений.
Свежие комментарии