
Эксперты, опрошенные Бизнес ФМ, считают, что данная мера российского правительства носит скорее символический характер, поскольку сам концерн покинул РФ более трех лет назад. Тем не менее последствия такого решения могут наступить, и заметят их прежде всего владельцы машин Renault
Правительство России внесло французский концерн Renault в перечень юрлиц, занимающихся военно-техническим сотрудничеством, в отношении которых действуют ограничения.
Власти ведут перечни как компаний, в отношении которых введены простые ограничения, так и компаний, связанных с ВПК недружественных стран.
Теперь федеральным, региональным и муниципальным структурам России, а также российским физическим и юридическим лицам будет запрещено совершать с Renault и ее «дочками» сделки, в том числе внешнеторговые.
Также постановление освобождает контрагентов Renault от исполнения финансовых и контрактных обязательств перед французской компанией.
С какой целью введены санкции и чего хотят добиться российские власти? Рассуждает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов:
 Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Я вижу в этом исключительно символическую меру, потому что компания Renault давно уже никакой деятельности в России не ведет. Она одна из первых покинула Российскую Федерацию, это еще было в 2022 году. О возвращении в Россию никаких заявлений не делалось. А вот намерение принять участие в производстве военной техники в рамках программы превращения Европы в «стального дикобраза» компания заявляла. Кстати, достаточно громкая история была во Франции.
 Тема достаточно чувствительна в контексте прошлого компании Renault. И даже во Франции заявление компании о намерении вернуть военные проекты вызвало определенное возмущение. И я даже знаю случаи увольнения французских рабочих по этим мотивам, мол, мы не собираемся работать в компании, которая участвует в военных проектах, мы приходили работать в мирную компанию. Эта история, естественно, дошла и до российского правительства. И правительство решило показать, что оно тоже вводит отдельные, дополнительные ограничения. Хотя не совсем понятно, какие могут быть отношения с компанией Renault в данной ситуации, — сама компания Renault прервала отношения с Россией, потом это еще было утяжелено санкционным пакетом. Поэтому я здесь не вижу подводных камней. Да и на самом деле неясно, что нового дает это постановление с точки зрения экономических транзакций. Поэтому это просто символическая акция, которая ничего не меняет в реальном экономическом поле, но демонстрирует, что российское правительство бдит и отвечает какими-то контрсанкционными мерами».
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Я вижу в этом исключительно символическую меру, потому что компания Renault давно уже никакой деятельности в России не ведет. Она одна из первых покинула Российскую Федерацию, это еще было в 2022 году. О возвращении в Россию никаких заявлений не делалось. А вот намерение принять участие в производстве военной техники в рамках программы превращения Европы в «стального дикобраза» компания заявляла. Кстати, достаточно громкая история была во Франции.
 Тема достаточно чувствительна в контексте прошлого компании Renault. И даже во Франции заявление компании о намерении вернуть военные проекты вызвало определенное возмущение. И я даже знаю случаи увольнения французских рабочих по этим мотивам, мол, мы не собираемся работать в компании, которая участвует в военных проектах, мы приходили работать в мирную компанию. Эта история, естественно, дошла и до российского правительства. И правительство решило показать, что оно тоже вводит отдельные, дополнительные ограничения. Хотя не совсем понятно, какие могут быть отношения с компанией Renault в данной ситуации, — сама компания Renault прервала отношения с Россией, потом это еще было утяжелено санкционным пакетом. Поэтому я здесь не вижу подводных камней. Да и на самом деле неясно, что нового дает это постановление с точки зрения экономических транзакций. Поэтому это просто символическая акция, которая ничего не меняет в реальном экономическом поле, но демонстрирует, что российское правительство бдит и отвечает какими-то контрсанкционными мерами».
Ранее французское министерство вооруженных сил объявило о планах крупного автопроизводителя наладить производство боевых беспилотников на территории Украины. Позднее радиостанция Franceinfo сообщила, что речь идет именно о Renault. Вице-премьер Денис Мантуров заверил, что Москва учтет это решение при возможной реализации обратного опциона.
Renault в 2022 году передала в госсобственность России в рамках символической сделки за рубль 68% акций «АвтоВАЗа» и 100% завода «Рено Россия». Гендиректор Renault Лука де Мео говорил, что компания не исключает возвращения.
Могут ли российские санкции в отношении Renault отразиться на поставках запчастей для машин этого бренда в РФ? Мнение автоэксперта Артема Бобцова:
 Артем Бобцов автоэксперт «Что касается поставки запасных частей, все иностранные автоконцерны поставляют запасные части опосредованно, через третьи лица. Кто-то это делает напрямую в Россию, но через другие российские компании, не через российских бывших официальных импортеров, кто-то это делает через третьи страны — через Турцию, Казахстан, Киргизию, Армению, Эмираты и так далее. То есть если следовать букве этого закона, такие сделки никак прекращаться не будут. Другое дело, что никто не знает, как сами иностранные партнеры, на которых наложили санкции этим законом, на это отреагируют. Ведь ничто им не мешает сказать: раз санкции, раз вы с нами больше не хотите вести внешнеторговую деятельность, значит, мы в Россию ни напрямую, ни через третьи лица запасные части поставлять не будем. Если такое произойдет, это будет самый печальный сценарий, потому что пострадают, в общем, ни в чем не виноватые владельцы автомобилей Renault. Понятно, что запасные части останутся, как они есть, на российском рынке, но они сильно подорожают и сильно увеличатся сроки доставки. Если сейчас на массовый автомобиль Renault все запчасти есть во всех крупных городах, у всех дилеров бывших, то в случае если все пойдет по худшему пути, запасные части придется покупать исключительно под заказ, а время ожидания может быть самое разное: две недели, а может быть, и два месяца для редких запасных частей. И, естественно, увеличится стоимость, как мы знаем по аналогичным кейсам других автопроизводителей, в 2-2,5 раза. Но как в реальности будут действовать механизмы, которые прописаны в данном законе, мы пока не знаем».
Артем Бобцов автоэксперт «Что касается поставки запасных частей, все иностранные автоконцерны поставляют запасные части опосредованно, через третьи лица. Кто-то это делает напрямую в Россию, но через другие российские компании, не через российских бывших официальных импортеров, кто-то это делает через третьи страны — через Турцию, Казахстан, Киргизию, Армению, Эмираты и так далее. То есть если следовать букве этого закона, такие сделки никак прекращаться не будут. Другое дело, что никто не знает, как сами иностранные партнеры, на которых наложили санкции этим законом, на это отреагируют. Ведь ничто им не мешает сказать: раз санкции, раз вы с нами больше не хотите вести внешнеторговую деятельность, значит, мы в Россию ни напрямую, ни через третьи лица запасные части поставлять не будем. Если такое произойдет, это будет самый печальный сценарий, потому что пострадают, в общем, ни в чем не виноватые владельцы автомобилей Renault. Понятно, что запасные части останутся, как они есть, на российском рынке, но они сильно подорожают и сильно увеличатся сроки доставки. Если сейчас на массовый автомобиль Renault все запчасти есть во всех крупных городах, у всех дилеров бывших, то в случае если все пойдет по худшему пути, запасные части придется покупать исключительно под заказ, а время ожидания может быть самое разное: две недели, а может быть, и два месяца для редких запасных частей. И, естественно, увеличится стоимость, как мы знаем по аналогичным кейсам других автопроизводителей, в 2-2,5 раза. Но как в реальности будут действовать механизмы, которые прописаны в данном законе, мы пока не знаем».
В июне Россия наложила санкции на другого представителя европейского автопрома с опытом работы на российском рынке — это германский производитель грузовых автомобилей Daimler Truck.
Свежие комментарии