Премьер-министром может стать один из бывших сирийских министров развития и гуманитарных вопросов Мухаммад аль-Башир, уроженец Идлиба, откуда началось наступление. Жители Дамаска сообщают, в что в столице в целом спокойно, только Израиль продолжает наносить удары по военным сирийским объектам, а курс сирийской лиры за несколько дней упал в два раза по отношению к доллару
Главой переходного правительства Сирии, как ожидается, может быть избран бывший министр развития и гуманитарных вопросов Мухаммад аль-Башир. Это данные источников Al Jazeera. Ранее пресса писала о другом кандидате — экс-премьере Рияде Хиджабе.
Как отмечает Al Jazeera, фигура Аль-Башира на месте главы переходного правительства может усилить позиции Абу Мохаммада аль-Джулани, главы запрещенной в России, США и ряде других стран «Хайат Тахрир аш-Шам». По версии западных СМИ, именно он может стать новым лидером Сирии. Ему 43 года, принимал участие в Иракской войне на стороне ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории России).
По данным пожелавших остаться анонимными источников Associated Press, в администрации Байдена уже рассматривают возможность исключить группировку «Хайят Тахрир аш-Шам» из списка террористических организаций. Поскольку она, видимо, будет «важной частью» жизни Сирии, и США «должны взаимодействовать с ней надлежащим образом и с учетом собственных интересов».
О возможном главе переходного правительства в Сирии говорит комментирует востоковед Елена Супонина:
— Мухаммед Аль-Башир возглавлял так называемое переходное правительство оппозиции на севере Сирии, но эта фигура достаточно новая, потому что беда сирийских оппозиционеров была в том, что они постоянно грызлись между собой, и поэтому фигуры, которые выносило на первый план, тоже часто менялись. Как и все оппозиционеры на севере страны, он придерживается фундаментальных религиозных взглядов, что роднит его со многими группировками и со многими лидерами других группировок, которые действовали на севере Сирии, и теперь подошли к Дамаску. Большого опыта управленческого у него нет, но для этого есть другие люди, тот же Рияд Хиджаб, который возглавлял лет 12 назад правительство Сирии, был министром сельского хозяйства. На самом деле у таких бывших чиновников сирийского правительства, которые переметнулись на сторону оппозиции, опыта гораздо больше. Не надо преувеличивать все назначения, эти фигуры еще неоднократно поменяются. Отношение к России у него сдержанное, к Ирану непримиримое, а с Россией еще можно в плане этой фигуры нащупать какие-то точки соприкосновения. Но надо понимать, что он быстро может смениться какой-то другой фигурой на этом временном посту.
— Как мы можем оценивать реакцию Турции на вообще свержение режима Асада?
— И президент Турции Эрдоган, и министр иностранных дел Хакан Фидан в последнее время делают важное заявление о том, что наконец-то, мол, соседняя страна освободилась от авторитарного правителя. В настоящий момент Турция очевидный бенефициар произошедшего, но в Анкаре, конечно же, понимают, что будет непросто. Но то, что Эрдоган добился тех целей, которые ставил давно — это факт.
Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция не оставит сирийский народ в процессе восстановления страны и готова к этой работе. По его словам, соблюдение территориальной целостности Сирии — главное условие урегулирования в этой стране, в ней наступил цитата «светлый период». А судьбу Сирии должны решать сами сирийцы.
О роли Турции в сирийском перевороте пишут западные СМИ.
Reuters отмечает, что Турция за полгода знала о планах наступления вооруженной оппозиции в Сирии — и дала на это «молчаливое одобрение». И теперь Анкара, по всей видимости, стала самым влиятельным внешним игроком в Сирии, имея войска на местах и доступ к лидерам повстанцев.
Bloomberg пишет, что акции турецких строительных компаний резко выросли на фоне крушения режима Башара Асада. Как указывает издание, инвесторы рассчитывают, что именно турецкие строительные компании сыграют ключевую роль в восстановлении Сирии.
The Washington Post пишет, что фатальным для Асада стал отказ сотрудничать с Эрдоганом и США. Турецкий лидер предлагал нормализовать отношения с Дамаском в обмен на сдерживание курдских формирований и возвращение на территорию арабской республики хотя бы части сирийских беженцев. Штаты же предлагали Асаду отказаться от предоставления Ирану своей территории для Хезболлы, а в ответ — снять санкции против Сирии.
О ситуации в Дамаске говорит местный житель Салим Хаирбек:
— Министр информации сказал людям, чтобы они ходили на работу, в учреждения, и чтобы они продолжали работу, как было раньше, чтобы магазины и университеты открылись. В общем, сегодня утром до сих пор так очень тихо и спокойно. Но кроме всего, Израиль бомбардировал вчера, и еще сегодня бомбардировки продолжались. Стреляли по Генеральному штабу, это рядом с телевизионной станцией, и бомбардируют какие-то объекты рядом Министерством обороны. У меня здесь рядом только вчера три раза бомбили, от меня, наверное, 100 метров, не больше. Через дорогу. Говорят, что эти военные объекты. Магазины открыты, хлеб не продают сегодня, как было раньше, все намного подорожало, может быть, 50%, некоторые вещи даже на 100%. Курс доллара был неделю назад что-то 14700 сирийских лир, а сейчас что-то, наверное, 25 тысяч или даже 30 тысяч сирийских лир.
— 30 тысяч?
— Представляете, в два раза.
— Каких-то отдельных продуктов есть дефицит?
— Да, есть, поскольку люди хотели, думали, что, может быть, будет гражданская война, взяли все и рис, и сахар, и дефицит не только поэтому. Каждый день новая цена.
Израиль тем временем вошел на территорию Сирии впервые за 50 лет. ЦАХАЛ продвинулась за пределы буферной зоны в районе Голанских высот. К тому же ранее армия Израиля нанесла удары по ряду сирийских баз. Об аппетитах Израиля говорит эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа, политолог Станислав Тарасов:
— Это признак очень тревожный с точки зрения перспектив будущего устройства Сирии. Все дело в том, что Израиль, видимо, предполагает фрагментацию. Неслучайно именно в этот момент на израильское руководство вышли руководители курдских боевых формирований, которые расположены в Дейр-эз-Зор, Восточной Сирии. А Израиль является, как и Штаты, как и Франция, сторонником провозглашения курдского государства на территории Сирии. Если только этот факт произойдет, я не могу понять восторг турецкого руководства, которое приветствует свержение Асада — они получат тогда курдский фактор после иракского, а в Ираке уже автономия (Курдская. — Прим. BFM). До сих пор не определена позиция Ирана: Иран, утративший свое влияние в Ливане, судя по всему, ослаблен, и «Хезболла» обречена, потому что перерезаны коммуникации через Сирию. В Сирии «Хезболла» утеряла свое влияние, это было главной опорой Ирана, Иран оказался в гордом одиночестве, рушится вся его так называемая прокси-сеть. Остаются только хуситы, наверное, до них очередь тоже дойдет. Втянется ли Иран в эту войну?. Предпосылки существуют. В этой ситуации будет влезать, Израиль это чувствует, конечно, и понимает, он должен закрепиться и отодвинуть подальше очаги беспокойства и напряженности от своих границ.
— Аппетит может прийти к Израилю дополнительный, учитывая ослабление позиции Ирана?
— Конечно, конечно, у них все получается. Вы знаете, вот мы смеемся над этим Байденом, стариком и так далее, а второй-третий эшелон работают успешно, у них все получается. Началось в октябре прошлого года с ХАМАС в Газе, Газу они сейчас возьмут под контроль, западный берег Иордана, фрагментируется Ливан, появляется государство друзов в горных районах, далее фрагментируется Сирия, появляются четыре-пятьочагов и так далее псевдогосударственных образований, Турция начинает районизироваться, Ирак уже районизирован, под угрозой фрагментации оказывается Иран — представляете, что происходит? Система домино начинает срабатывать. Конечно, в этой ситуации может охватывать новые плацдармы, появляется новая политика, новая геополитика, и вы знаете, у меня такое ощущение, что Нетаньяху, которого все ругают, вместо того, чтобы идти под суд, за коррупцию, станет национальным героем еврейского народа.
Немецкий журнал Der Spiegel пишет, что Германия приостановила рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища от сирийцев. Это связано с тем, что политическую ситуацию в Сирии сейчас невозможно предугадать, и она чересчур запутана. Аналогичное решение приняла Австрия. Комментирует востоковед Руслан Сулейманов:
Руслан Сулейманов востоковед «Я думаю, что это в любом случае попытка завоевать дополнительные очки своего собственного электората, потому что проблема сирийских беженцев набила оскомину всем европейцам. Рано говорить о том, что сирийцы будут массово сейчас возвращаться домой. Сирийцы пока до конца не понимают, что из себя представляет новая власть, действительно ли она будет лояльно относиться к этническим и религиозным меньшинствам, действительно ли она будет благосклонна к тем, кто начнет выступать с оппозиционных взглядов. Основной поток всегда выпадал на долю соседних стран — Турция, Ливан, страны, которые больше всего приняли беженцев из Сирии в свое время, так что здесь выбор-то у них небольшой. Пока что никакая политика не сформулирована ни у американцев, ни у европейцев, они пока не знают еще, с кем они имеют дело, что из себя будет представлять новая сирийская власть. В любом случае, теперь им будет гораздо проще, потому что они отказывались признавать Асада легитимным президентом. Сейчас будет чуть проще, но все равно надо решить вопрос с группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам», которая играет главенствующую роль среди повстанцев и которая запрещена ни много ни мало Советом Безопасности ООН. Что с этим делать, международное сообщество, европейцы, американцы, в частности, пока не объяснили».
Москва запросила на сегодня экстренные консультации в Совбезе ООН. Отмечается, что российские официальные лица находятся в контакте с представителями вооруженной сирийской оппозиции. Она гарантировала безопасность российских военных баз.
Свежие комментарии