
Паблик-арт — важная часть визуального кода современных городов. Но верно ли утверждение, что арт-объекты, подчеркивающие айдентику того или иного места, правильнее и важнее, чем просто интересные арт-объекты?
В середине июля состоялся архитектурный хакатон «Культурный код исторических регионов на основе парковой среды», организованный национальным центром «Россия» и правительством ДНР и объединивший молодых архитекторов и студентов архитектурных вузов страны*.
Итогом работы хакатона стали проекты обновления парков и концепции визуальных кодов, отражающие дух и атмосферу исторических территорий (конкретные объекты — парк «Патриот» (ДНР), городской парк города Молодогвардейска (ЛНР), центральная аллея города Скадовска (Херсонская область) и Мелитопольский городской парк культуры и отдыха имени Максима Горького (Запорожская область) — были определены организаторами проекта совместно с министерствами строительства регионов).«Результаты хакатона будут объединены в четыре каталога с ландшафтно-визуальным анализом городов и морфотипов застройки. В издание также войдут конкретные проекты парков, разработанные участниками, и предложения студентов по созданию малых архитектурных форм на базе выработанного визуального кода регионов», — отмечается в официальном пресс-релизе.
Тема айдентики и визуального кода, который, по определению генерального директора НЦ «Россия» Натальи Виртуозовой, формирует человека, среду вокруг него и в конечном счете национальную идентичность, в последнее время постоянно на слуху. Директор по продукту компании CM International Александр Зальцман прав, говоря, что «само слово «айдентика» пришло к нам из мира брендинга — графического дизайна на службе рекламодателей.
И про айдентику редко говорят в применении к городскому дизайну или благоустройству». Точнее, редко говорили. А теперь архитекторы и дизайнеры, урбанисты и градостроители, чиновники и бизнесмены все активнее и активнее обсуждают, какую роль в формировании городской и региональной айдентики занимают географические и климатические особенности, историческое и культурное наследие, национальная самобытность, точки туристического притяжения etc.Некоторые практические выхлопы не столько даже от самих этих обсуждений, сколько от стойкого понимания важности темы, выглядят весьма многообещающими. Из совсем свежих примеров — открытый конкурс для авторов современного искусства на участие в арт-резиденции «Номер с видом», который объявила российская гостиничная сеть Azimut Hotels. Как отмечают авторы проекта, это паблик-арт программа по развитию культурного ландшафта российских городов. Ее ожидаемый результат — «серия уникальных арт-объектов, каждый из которых будет отражать культурный код региона, являться символом его ценностей и традиций. Подчеркивая айдентику различных регионов страны, новый проект объединяет сферы искусства и гостеприимства».

Творческими и рабочими пространствами для художников станут отели сети Azimut Hotels. Три победителя конкурса получат возможность создать, по сути, новые городские достопримечательности в Нижнем Новгороде, Астрахани и Мурманске.
По мнению куратора проекта, искусствоведа и исследователя российского уличного искусства Анастасии Прониной, «арт-резиденции задуманы как место, которое помогает изменить точку зрения, что всегда способствует творческим процессам. Резиденты меняют место жительства, и вместе с этим меняется восприятие мира вокруг. Совершенно логичным местом для размещения арт-резиденций являются отели с их настроением отдыха, авантюризма, жажды приключений и предвкушения неизведанного».
Как рассказал в беседе с Бизнес ФМ генеральный директор Azimut Hotels Максим Бродовский, «идея нового проекта в том, чтобы вынести искусство за границы отеля, а также подчеркнуть масштаб страны с ее многообразием культур. На первом этапе мы выбрали три города, характеризующие север, юг и центральную часть России. В дальнейшем планируем масштабировать проект на все города присутствия сети».
— Azimut Hotels инвестирует в проект арт-резиденций 5-10 млн рублей в этом году. Помимо расходов на проезд и проживание, мы выплачиваем грант каждому художнику в размере 200 тысяч рублей и берем на себя техническую реализацию проекта — это основная часть затрат. И мы не рассчитываем на получение прямой экономической выгоды — это в первую очередь просветительская инициатива, призванная показать аутентичность регионов, масштаб нашей страны с ее культурным и этническим многообразием. Также этот проект — про возможности для творческой реализации: мы предоставляем современным художникам площадку, а в ответ ожидаем получить яркие, запоминающиеся инсталляции. Эти работы могут как напрямую влиять на туристическую привлекательность города, так и стать предметом гордости местных жителей. Ведь арт-объекты пользуются большой популярностью в любом городе — и среди туристов, и среди горожан: их фотографируют, выбирают как место для встреч, включают в экскурсионные маршруты. C 2021 года мы развиваем направление Azimut Art, в котором действуют различные программы поддержки современного искусства. Например, в отеле на Смоленской площади можно увидеть светодинамическую композицию «Кинематика света», во Владивостоке — коллекцию картин современного искусства, в Переславле-Залесском группа мастеров создала для нас несколько арт-объектов на территории парк-отеля. Но если раньше многие наши объекты находились внутри и были доступны только нашим гостям, то сейчас хочется сделать искусство доступным каждому.
— Да, но почему, по вашему мнению, арт-объекты, подчеркивающие айдентику того или иного места, правильнее и важнее, чем просто интересные арт-объекты?
— Мы живем в стране с самой большой численностью народов, культур, обычаев, и уже почти в 50 российских городах присутствуют объекты сети Azimut Hotels — от Калининграда до Владивостока. Мы видим, что в любом уголке России гости в первую очередь ищут айдентику региона: на ресепшене просят порекомендовать рестораны с местной кухней, спрашивают, что купить и увидеть нетипичного. Поэтому для нас проект арт-резиденций — это возможность через образы познакомить гостей с душой города и самим выразить свое уважение к региону, его традициям.
— Территории вокруг новых арт-объектов — насколько они будут связаны с вашими отелями и будет ли сама сеть участвовать в их развитии?
— Одно из условий проекта — создание арт-объекта на прилегающей к отелю территории. Авторы по согласованию с отелем могут задействовать фасад, козырек здания, лестницу, парковку, территорию перед гостиницей или другие пространства, но так, чтобы это не мешало пешеходному потоку. После того как арт-объекты будут установлены, отели становятся их полноправными хранителями. И, что важно, наши управляющие с огромным энтузиазмом поддержали эту инициативу, активно включившись в работу с первых дней. Да и художники проявили заинтересованность: на конкурс мы получили более 150 заявок, среди них как уже известные в уличном искусстве художники, так и новые имена. Нам хочется не только посотрудничать с известными авторами, но и, возможно, открыть новые имена.
По словам министра архитектуры и градостроительства Сахалинской области Алексея Ракитского, «термин local identity пришел с Запада и подразумевает четкое понимание места, в котором находишься. Это важно для исторических зон с высокой антропогенной нагрузкой, но в западном контексте. Однако, перенимая эту модель, мы порой забываем: русская идентичность требует более глубокого осмысления. Речь не о малых архитектурных формах, а о больших нравственных ценностях». Продолжим.
* Есть в распоряжении Бизнес ФМ
Свежие комментарии