За неделю было сразу несколько возгораний на НПЗ в разных регионах России. Есть ли решение этой проблемы? И не грозит ли России дефицит топлива на летний сезон?
Если опираться на заявления губернаторов и глав муниципалитетов, а также на сообщения в соцсетях на основе открытых источников, нельзя не заметить, что ВСУ нарастили интенсивность атак по топливным объектам: НПЗ и цистернам с топливом.
18 июня в городе Азов Ростовской области дроны атаковали припортовое нефтехранилище. Тушение пожара резко осложнилось, когда в горящих цистернах заклинило задвижки, из-за чего пожарные не могли слить топливо. Потом появились спутниковые снимки результатов удара дронов: хорошо заметно, что прилет был по двум топливным цистернам из шести. Потушили базу 21 июня к 12 часам, о чем сообщил губернатор региона Василий Голубев. Сотрудники МЧС локализовали пожар на площади 3 тысячи квадратных метров. Тушили в итоге почти четверо суток.
20 июня загорелась Платоновская нефтебаза в Тамбовской области, ее тушили сутки. В тот же день дроны атаковали два топливных объекта на юге России — это Афипский НПЗ, по которому уже были прилеты осенью прошлого года, а также нефтебаза в поселке Энем республики Адыгея.
21 июня — массированный налет беспилотников на Крым и Краснодарский край. По заявлению российского Минобороны, 70 дронов было сбито над Крымом и Черным морем, 43 беспилотника над Краснодарским краем. Военные телеграм-каналы написали об ударах по нефтебазе «Лукойл» в Волгограде и Ильинскому НПЗ в Краснодарском крае.
Пока такие атаки дефицитом топлива не грозят, считает независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Я считаю, что атаки на южные направления, на южные нефтеперерабатывающие заводы, с учетом именно ограниченности повреждений, которые наносят эти беспилотники, не сулят дефицит. Они, по сути дела, подрывают, наверное, определенный ритм локальных рынков с точки зрения обеспечения топлива, но не создают именно дефицита. Более сложные повреждения, когда идет повреждение перерабатывающих мощностей, то есть, например, установок каталитического крекинга, гидрокрекинга, дорогостоящих установок, где достаточно большое количество именно иностранного оборудования, то это действительно грозит остановкой нефтеперерабатывающего завода или отдельных выпусков и отдельных линий. Но насколько я слежу за последними событиями, в основном так атакуют сами хранилища, ущерб с точки зрения рынка ограничен».
Атаки дронов ВСУ по объектам НПЗ давно стали системными. Но такого же системного решения для этой проблемы придумать трудно. Кардинальный вариант — сделать так, чтобы беспилотники просто не запускались, эта стратегическая задача решается в ходе СВО. Есть варианты промежуточные, но дорогостоящие. Быстро их не реализовать, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Защитить такое большое количество объектов индивидуальными системами противовоздушной обороны крайне сложно. Во-первых , это просто дорого, у нас может не быть такого количества систем ПВО, чтобы закрыть десятки, если не сотни нефтебаз. На каждый из этих объектов надо поставить по одному-два „Панциря“, при этом нельзя ослаблять системы ПВО регионов, самой специальной военной операции, на некоторых объектах, где, действительно, спичку поднесешь — и оно полыхнет. Безусловно, чем больше препятствий на пути полета малоскоростного дрона, тем выше вероятность того, что эти объекты уцелеют. Тут на самом деле экраны какие-то дополнительные, установка дополнительных металлических листов, может помочь. С другой стороны, понятно, что если на какую-то нефтебазу падает одновременно, там 5–10 дронов, то вы не сможете построить купол из металла, который эту нефтебазу защитит, в идеале надо сбивать эти дроны на подлете».
Заметно, что украинские беспилотники перестали поражать установки каталитического крекинга — такие случаи были нередки зимой и весной. Один такой удар парализовывал работу всего НПЗ. Но затем, как сообщалось неофициально, Вашингтон выступил резко против таких атак, опасаясь скачков цен на нефть. После этого ВСУ перешли на цистерны с топливом. Цель идеальная — хрупкая и горючая.
Решением для защиты резервуаров могла бы стать сетка-рабица, которую натягивают прямо вокруг цистерны, полностью ее закрывая: дрон, по идее, взрывается, ударяясь об нее, и взрыв не доходит до самой цистерны. Судя по атакам этой недели, сеток не было нигде. Хотя в интернете полно объявлений с предложениями сетку натянуть — бизнес уже вовсю предлагает такую услугу.
Таким образом, призыв главы Татарстана, который прозвучал еще в апреле этого года, все еще актуален. Тогда Рустам Минниханов заявил промышленникам своей республики: «Очнитесь, ребята, никто вас не защитит, кроме себя».
Свежие комментарии