Недолговечный путч в Ла-Пасе завершился арестом генерала, который успел заявить СМИ, что его подговорил на это сам президент. Что это было — битва гегемонов за кладезь лития или местечковый политический театр?
Странное произошло в центре боливийской столицы в среду в районе обеда по местному времени. На площади Мурильо, которую по значимости для страны можно сравнить с Красной площадью в Москве, если бы к ней прилегали сразу и Кремлевский дворец, и здания Госдумы с Советом Федерации, внезапно появилась армия, а одна из бронемашин стала таранить ворота президентского дворца.
Слетевшиеся на место журналисты быстро выяснили, что процессом заправляет командующий сухопутными войсками Боливии генерал Хуан Хосе Суньига, которого днем ранее вроде бы сняли с должности. Несмотря на, казалось бы, безвыходную ситуацию — Боливия не имеет выхода к морю, то есть сухопутным войскам могла бы противостоять разве что состоящая из двух десятков вертолетов боливийская авиация, — президент страны Луис Арсе не растерялся.
Боливийский лидер выступил с видеообращением к народу, а затем лично встретился с мятежным генералом и приказал ему сдаться. Вдобавок Арсе по-быстрому назначил нового командующего армией, после чего мятежные солдаты пожали плечами и начали разъезжаться в места дислокации. Что все это было? Версию в эфире CNN озвучивает профессор Флоридского международного университета Эдуардо Гамарра:
Все это было бы пустыми пересудами, если бы о постановочном характере путча не заявил сам генерал. За считаные минуты до своего ареста Суньига успел сказать журналистам, что обо всем этом его попросил президент. CNN и ряд латиноамериканских изданий приводят следующую не вполне печатную цитату мятежника: «В воскресенье президент сказал мне: «Ситуация полный кабздец, и эта неделя решающая. Нужно что-то сделать, чтобы поднять мою популярность. Не пора ли выкатывать броневики?».
Подтверждения информации о сговоре президента и генерала нет, а другие версии причин мятежа также заслуживают внимания. В частности, как отмечают многие российские СМИ, в Боливии расположены фантасмагорические залежи лития, до четверти мировых запасов, в последние годы страна начала сближение с Россией, а сам Арсе недавно приезжал на ПМЭФ. Гипотезы анализирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «В Боливии скоро президентские выборы. И действующий президент, который сменил Эво Моралеса, не является фигурой суперпопулярной, рейтинги его так себе. И отсюда возникает призрак возможного возвращения Моралеса. Да, они из одной команды, но отношение к Моралесу у военных весьма не восторженное, поэтому сам по себе призрак возвращения Моралеса мог побудить военных как-то снова напомнить о себе, а военные играют в политике не последнюю роль. Можно напомнить, что в 2019 году именно под их давлением Моралес вынужден был уйти в отставку. Поэтому, возможно, внутриполитический ритм и приближение выборов стали такими серьезными триггервми. Что касается общей такой привлекательности Боливии, трудно сказать, что это заметная точка на карте. Да, существуют месторождения лития, там порядка четверти мировых запасов, и в последнее время «Росатом» туда подбирается. Но не сказать, что это уж настолько сегодня острая и значимая тема, как некий повод для активности у местных элит он возможен, как некое ощущение у России того, что мы по всей карте мира ищем себе союзников антиколониальных и находим, такое возможно. С другой стороны, та же информация об отношениях с Боливией на сайте российского МИД не обновлялась 2021 года, и все-таки некая внутренняя ирония по поводу присутствия лидеров Боливии и Зимбабве на Петербургском форуме есть и в российском истеблишменте, и Боливию воспринимают скорее как такого аутсайдера в Южной Америке на фоне, не знаю, Чили, Аргентины, Бразилии, Уругвая. И говорить, что это уж вопрос жизни и смерти, не приходится».
По итогам мимолетного путча в Боливии арестованы десять военнослужащих, в том числе сам генерал Суньига. Власти страны отрицают, что президент имел отношение к организации мятежа против самого себя.
Попытку переворота осудили власти России, Евросоюза и большинства латиноамериканских государств.
Свежие комментарии