Президент России примет участие во втором саммите «Центральная Азия — Россия» и в заседании Совета глав государств СНГ. На 9 октября запланированы переговоры лидеров России и Таджикистана
Президент России Владимир Путин едет сегодня, 8 октября, в Таджикистан. За два дня президент примет участие во втором саммите «Центральная Азия — Россия», а также в заседании Совета глав государств СНГ.
Среди участников, помимо российского лидера, — главы Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.Стороны, по словам помощника президента Юрия Ушакова, обсудят вопрос об учреждении нового формата СНГ+. Он предполагает участие третьих стран в организации мероприятий под эгидой СНГ. Будет обсуждаться вопрос предоставления Шанхайской организации сотрудничества статуса наблюдателя при СНГ.
С президентом в Душанбе отпраляется представительная делегация — руководство администрации президента, главы Минобороны, МВД, Минэкономразвития, Минфина, Минюста, Минпромторга, Минтруда, Минпросвещения, Минздрава, Минтранса и других ведомств. Комментирует заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин:
Станислав Притчин заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН «Встреча в рамках формата Центральная Азия плюс Российская Федерация — интересный подход, потому что, с одной стороны, у России есть достаточное количество институтов, форматов взаимодействия со странами Центральной Азии, это и тот же СНГ, ОДКБ (Организация договора коллективной безопасности), Евразийский экономический союз. Правда, во всех этих организациях состоит неполное число центральноазиатских государств. Получается, нет чистого формата, в котором бы пять государств имели возможность выстраивать с Россией сугубо региональное взаимодействие. Именно поэтому уже во второй раз проводится встреча на уровне глав государств в формате Ц5+. Это, с одной стороны, попытка сформировать с учетом существующих институтов возможность для более фокусированного взаимодействия, выработать общую повестку регионального взаимодействия, потому что на самом деле много проектов, которые в той или иной степени затрагивают все центральноазиатские государства. Это вопросы обеспечения региональной безопасности, вопрос энергетической безопасности — это одно из успешных и эффективных направлений, по которым Россия взаимодействует с Центральной Азией. Это и сотрудничество в атомной сфере. Помимо этого, есть ряд проектов гидроэнергетики, повестка широкая. Относительно заседания СНГ, многие критикуют Содружество Независимых Государств, упирая на то, что это аморфная организация, у которой нет ядра. Все равно наибольшее количество соглашений, которые есть у стран постсоветского пространства, это именно Содружество Независимых Государств, которое регулирует огромное количество сфер: гуманитарных, социальных, образовательных, экономических, потому что не все государства входят Евразийский экономический союз. Зона свободной торговли в рамках СНГ является во многом альтернативой, подмогой и подспорьем для экономического сотрудничества. Поэтому в любом случае СНГ является организацией, которая нас объединяет, поэтому здесь в любом случае важные встречи».
В четверг, 9 октября, пройдут переговоры Путина и лидера Таджикистана Эмомали Рахмона тет-а-тет и далее двусторонние переговоры в расширенном составе, с участием делегаций. Отмечается, что одной из ключевых тем для обсуждения станет миграция — в России 16% от всех трудящихся иностранцев составляют именно граждане Таджикистана. Грядущие переговоры сторон комментирует политолог Михаил Нейжмаков:
Михаил Нейжмаков политолог «Что касается российско-таджикистанских переговоров, то мы видим присутствие в российской делегации ряда представителей силового блока. Это логично, поскольку именно по линии силовых структур развиваются активные контакты между Россией и Таджикистаном, например, в сентябре проходила объединенная коллегия МВД двух стран. Это связано не только с необходимостью взаимодействия между силовиками двух стран в связи с заметным объемом миграции в Россию из Таджикистана, но и с противодействием террористическим группировкам. Тут стоит отметить, что после падения правительства Башара Асада в Сирии ряд радикальных исламистских групп, которые вели там работу, стали появляться на севере Афганистана и усиливать свою активность в Центральной Азии, это в том числе несет вызовы для Таджикистана. Плюс к этому мы видим присутствие в российской делегации представителей экономического блока. Это тоже ожидаемо не только в рамках переговоров на полях саммита, но и в рамках российского-таджикистанских переговоров, поскольку Россия является одним из крупнейших инвесторов в экономику Таджикистана. Например, по итогам первого полугодия 2025 года на российские инвестиции пришлось около 40% объема общих иностранных инвестиций в экономику, поэтому вполне ожидаемо, что экономические контакты по линии России с Таджикистаном будут обсуждаться на таких переговорах. Кроме того, отметим, что, как и многие страны Центральной Азии, Таджикистан является одним из каналов параллельного импорта в Россию, одним из окон России в рамках поставок, в том числе стратегически значимых товаров и продукции, которые идут из третьих стран. В данном случае это тоже один из возможных поводов для переговоров между Россией и Таджикистаном в рамках этого визита».
Встреча президентов Таджикистана и России станет уже четвертой в 2025 году. В последние годы самый большой товарооборот у Таджикистана помимо Китая наблюдается с Россией — за январь- август 2025 года он составил почти 1,5 млрд долларов, рост достиг 13%. В марте российский президент на встрече с Рахмоном заявлял, что к 2030 году его планируется увеличить в 2,5 раза.
Свежие комментарии