Это постановка по одноименному рассказу Августа Стриндберга. История семейной пары после десяти лет совместной жизни. Наступит ли в их отношениях долгожданная весна?
В субботу, 15 марта, на Новой сцене МХТ имени Чехова режиссер Андрей Гончаров представит премьеру спектакля «Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга.
Это шведский драматург и публицист. На театральной сцене чаще всего ставят его пьесу «Фрекен Жюли». «Осень» входит в сборник «Рассказы о браке», которым, в частности, вдохновлялись авторы спектакля.Герои «Осени» — муж и жена, за плечами которых десять лет брака. Их любовь изношена бытом. Трепет первых чувств и страсть давно в прошлом, но еще памятны обоим. И однажды осенью они пытаются все вернуть: назначают друг другу свидание в городе, где их любовь переживала весну.
Худрук театра Константин Хабенский в начале осени охарактеризовал спектакль так: «Еще одна попытка ответить на вопрос, куда уходит любовь и в чем ее тайна». Режиссер Андрей Гончаров отмечает, что в материале его особенно зацепили темы чувственности и уязвимости, которых нам всем порой не хватает:
Андрей Гончаров режиссер «В уязвимости есть рост, есть весна. Если человек прирастает к социальным ролям отца, матери, жены, мужа, то эта оболочка, грубая и твердая, конечно, мешает росту. Зато она безопасна, и в ней очень удобно, потому что все понятно. В этой зоне как раз оказываются два человека, когда необходимо либо продолжать жить с этой оболочкой, наращивать ее толщину и крепость, либо отдаться чему-то другому. Вероятность того, что это запустит какой-то новый виток их отношений, чувственности, конечно, в этой ситуации выше. Это в меньшей степени рационально. Необходимо раскладывать больше чувственно».
В постановке заняты два актера — Артем Быстров и Ольга Литвинова. С ними Андрей Гончаров уже работал в стенах МХТ. Он говорит, что, в частности, искал материал для них.
Рассказ переработан с уклоном в наше время. В нем присутствует немало отсылок к другим текстам: например, герои цитируют лекции психолога Валентина Петухова о тревожности. Спектакль играют на Новой сцене. Она камерная, всего пять рядов. Расстояние между зрителями и актерами максимально сокращено — для создания атмосферы, что это все о каждом из нас.
Андрей Гончаров не ставит строгие моральные вопросы, постановка в целом решена в ироничной форме: герои много шутят, общаются со зрителями, неожиданно хватают музыкальные инструменты и начинают петь. В какой-то момент появляются зеркальные шары — свое отражение, а вместе с ним переживания видят и герои рассказа, и зрители. Некий элемент эмпатии и вовлечения.
Актриса Ольга Литвинова верит, что в каждой осени есть весна:
Ольга Литвинова актриса «Осень» — отношения между мужчиной и женщиной, которые претерпевают какие-то метаморфозы с течением времени и приходят к такому результату. Это не значит, что нет любви, все присутствует, просто эти отношения видоизменяются, ничего не разрушено. В течение репетиции мы так, мне кажется, глубоко, разнообразно, широко и вверх, и вниз, и по диагонали разговариваем о ситуации, что все время об этом размышляешь. Видишь каких-то людей, себя в какой-то ситуации. Ты думаешь: «Во вот это, вот это».
В этом уверен и актер Артем Быстров:
Артем Быстров актер «Способен ли человек сохранить любовь после десяти лет супружеской жизни? Способен. Это очень сложная материя. Вот текст Стриндберга: «Непонятно, почему я чувствую себя практически мучительно счастливым». Благодаря этой работе я понял, что вопросы надо задавать только себе, а это очень сложно. Эта работа заставляет тебя о чем-то подумать и погрузиться куда-то в свои миры, а там дальше уж кто на что способен. Если вы возьмете просто реплики Стриндберга, уберете авторский текст и поставите это диалогом, то вы сойдете с ума. Просто как воспринимать эту информацию?»
Спектакль идет чуть меньше полутора часов. А больше и не нужно, чтобы поговорить об этом честно и по делу.
Свежие комментарии