Слухи о закулисных контактах между Москвой и Киевом появились в прессе летом. И сейчас стороны точно не пойдут на переговоры, не убедившись, что эти попытки не будут бессмысленными изначально, считает политолог. В любом случае до прояснения ситуации с выборами в США все резкие инициативы будут поставлены на паузу
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков опроверг информацию издания Financial Times о переговорах с Украиной. «Сейчас очень много вбросов, которые не имеют никакого отношения к реальности. Даже самые солидные издания не гнушаются тем, что эти вбросы осуществляют и такие публикации допускают», — заявил Песков. Он подчеркнул, что для начала каких-либо переговоров ВСУ должны покинуть все территории РФ, включая Новороссию. Речь шла о публикации издания Financial Times (FT), в которой утверждалось, что РФ и Украина пытаются договориться о прекращении ударов по энергообъектам. По информации газеты, Киев ведет переговоры через Катар. Почему появляются такие публикации?
Слухи о закулисных контактах между Москвой и Киевом на предмет возможности воздержаться от нанесения ударов по энергетической инфраструктуре появились в западных СМИ летом. Тогда секретарь Совбеза России Сергей Шойгу на это дословно заявил следующее: «Турция нам предложила, сказала, вот от них поступило такое предложение, давайте мы обязуемся не наносить удары по объектам энергетики, не наносить удары по объектам атомной энергетики и не наносить удары по торговому гражданскому флоту в Черном море. Наш президент принял решение и сказал: да, давайте мы такое решение примем».
В данном случае Турция могла выступать посредником между сторонами. Однако вторжение ВСУ в Курскую область изменило ситуацию. Хотя, если посмотреть на официальные сводки последних недель, то видно, что число ударов по объектам энергетической инфраструктуры, достигших целей, сократилось до минимума по сравнению с тем, что наблюдалось весной.
Что касается публикации в FT, которую опроверг Кремль, то она может не вполне отражать ситуацию или трактовать ее упрощенно. Во-первых, неофициальные контакты могут поддерживаться между теми инициативными лицами, которых на официальные переговоры никто не уполномочивал, а прощупывание почвы — это не переговоры. Поэтому можно говорить, что переговоров нет. Во-вторых, для достижения негласного, но вполне принимаемого обеими сторонами обозначения «красных линий» даже не всегда нужны переговоры, достаточно довести свои соображения до посредников. В-третьих, британская газета может просто выдавать желаемое за действительное, отталкиваясь от собственного анализа ситуации прошлой зимы, когда число ударов по энергообъектам было сведено практически к нулю. Но весной ВСУ начали наносить удары дронами по российским НПЗ, что вызвало следующее заявление Путина 11 апреля: «В энергетике, к сожалению, мы наблюдали серию ударов по нашим энергообъектам в последнее время и вынуждены были отвечать». Уточнив, что Россия, исходя из гуманитарных соображений, зимой «не наносила никаких ударов», потому что «не хотели оставить без энергоснабжения социальные учреждения, больницы и так далее. Но после серии ударов по нашим энергообъектам вынуждены были ответить».
Нынешней зимой, наверное, тоже нельзя исключать аналогичной ситуации. Однако, во-первых, это будет зависеть от итогов выборов в США и того, выберет ли новое американское руководство курс на эскалацию или будут попытки найти иное решение. Во-вторых, в нынешней ситуации ни Москва, ни Киев публично не будут подтверждать наличие каких-либо контактов, не убедившись, что они заранее не бессмысленны. Тем более на конфиденциальном уровне. Применительно к данному военному конфликту термин «договорняк» негативно может быть воспринят публикой с обеих сторон.
А вот Владимир Зеленский, напротив, нарушил все принципы конфиденциальности, высказав публичную обиду на то, что западные СМИ, опубликовав сведения о том, что Киев запрашивал у Вашингтона американские ракеты Tomahawk с радиусом действия около 2400 километров, раскрыли конфиденциальную информацию. Иной опытный политик хотя бы ради сохранения доверительных отношений с партнерами не стал бы выносить на публику свою обиду на чужие СМИ. Однако украинский лидер уже не в первый раз выступает таким образом. Мол, как понимать эти сообщения? «Это означает, что между партнерами нет ничего конфиденциального», — посетовал он публично.
В данном случае в секретном приложении к своему «плану победы» Зеленский выдвинул заведомо невыполнимое требование, учитывая, что ни одна западная страна так и не дала согласия на нанесение ударов по российской территории дальнобойным оружием в принципе. На сегодня только США и Великобритания имеют на вооружении крылатые ракеты «Томагавк». Австралия, Нидерланды и Япония их заказали, но пока не получили. Украина не в том статусе, чтобы всерьез рассчитывать на поставки таких вооружений. Нескромная настойчивость Зеленского в разговоре с Байденом и могла вызвать раздраженную реакцию в виде сознательной утечки в прессу.
В любом случае до прояснения ситуации с выборами в США все резкие инициативы будут поставлены на паузу. В том числе настойчивое требование Киева выписать поскорее хотя бы приглашение в НАТО, если уж не могут твердо обещать членство. Пресса же вольна сколько угодно писать что о возможном «плане Б» для Киева с разменом мира на территории, что о неких закулисных контактах по ограничению взаимных ударов — все это будет не более чем аналитической разминкой перед будущими реальными переговорами, когда и если до них вообще дойдет дело.
Свежие комментарии