К этому времени Минобрнауки пообещало подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты. Студенты, начавшие обучение до этого срока, завершат его по старой программе. В чем будут состоять изменения?
Минобрнауки объявило о переходе вузов на новую систему образования с сентября 2026 года.
К этому времени ведомство пообещало подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты. При этом студенты, которые обучаются по действующим образовательным программам, получат возможность завершить освоение той программы, на которую они поступали, уточнили в ведомстве. Что изменится?Говорит доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый:
Евгений Белый доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» «У меня такое впечатление, что пока этого никто не знает. Вся нормативная база, вероятно, появится где-то летом 2026 года, и тогда, наверное, и узнаем, чем новая система будет отличаться от нынешней. Пока что известно, что три ступени сохранятся, вопрос только в терминологии. Первоначально называлось базовое образование, специализированное образование и аспирантура. Потом как будто бы термин базовое решили убрать, как-то это некрасиво звучит, раз есть базовое, значит, предполагается и какая-то следующая ступень. И теперь уже говорят просто о высшем образовании, говорят о специализированном высшем образовании, что ничем не отличается от магистратуры. Термин магистратура прижился, и как бы в документах не было, все равно это магистратура как таковая останется. И третья ступень аспирантура, также она и есть. Так что здесь мало что изменилось. По срокам пока не очень понятно. Есть разные версии, но основная версия, что срок будет достаточно подвижный — от четырех до шести лет. Но четыре года — это нынешний бакалавриат, как бы он ни назывался. Инженерное образование четырехлетнее уберут и сделают пятилетним. И для наукоемких специальностей, там и сейчас 5, лет на специалитете, но будет до шести. Специализированное образование или магистратура, теперь появилось, что это может быть от одного года, и еще говорят, что магистратур будет значительно меньше, чем сейчас по количеству обучающихся, что достаточно первой ступени. Сроки магистратуры повторяю, пока не очень понятны, говорят от 1 года до 3 лет. Вот пока каркас. Ну еще много говорят о повышения фундаментальности образования и практикоориентированности образования. Как совместить эти две вещи одновременно, я представляю плохо, всегда одно идет в ущерб другому. Если мы образование делаем более фундаментальным, мы негативно влияем на объем практики, и наоборот. Но хотят и то, и другое одновременно, что получится у авторов реформы покажет только время».
В мае 2022 года глава Минобрнауки Валерий Фальков объявил о намерении России отказаться от Болонской системы образования и разработать собственную. В феврале 2023 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил вернуться к традиционной базовой системе обучения в вузах. Президент тогда заявил, что сроки обучения в вузах будут составлять от четырех до шести лет. При этом он отметил, что уже выданные дипломы не подлежат пересмотру. В мае 2023-го Путин подписал указ, в соответствии с которым базовое образование будет длиться от четырех до шести лет, специализированное — от года до трех «в зависимости от специальности». Аспирантура относится при этом к профессиональному образованию.
Настороженность вызывает, что сохраняется жесткая фиксация сроков обучения, говорит профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ «В Болонской системе никто никогда сроки обучения не фиксирует. Там кредитно-модульная система образования, надо набрать определенное количество тезисов для того, чтобы получить диплом. А вот какие это кредиты — это каждый студент выбирает самостоятельно, выстраивает свою программу образования в зависимости от планов будущей работы, в этом и суть индивидуализации в учебном процессе. Мы не приняли кредитно-модульную систему, распространенную в Болонской системе, и жестко фиксировали сроки обучения. И эта негибкость сегодня препятствует индивидуализации образовательных планов, которые сегодня основной общемировой тренд. Поэтому то, что сейчас в предполагаемых изменениях снова жестко зафиксировано, причем с удлинением сроков, по 5-6 лет, независимо от направления подготовки или специальности предлагается, мне кажется, имеет очень много рисков и сама по себе длина подготовки. Сегодня все стремятся к очень интенсивным, максимально коротким программам, с быстрым выходом на рынок труда, и дальнейшим обновлением компетенций и навыков, поскольку быстро устаревают. А все-таки фундаментальное ядро, для него двух лет, как правило, достаточно. Поэтому эти 5-6 лет, если мы не говорим о медиках или о каких-то специальных программах по инженерии, которые требуют длительной подготовки, то конечно это чрезмерно длинные сроки обучения. И для платного сегмента — это очень большая нагрузка. Одно дело платный сегмент в 4-летних программах, другое дело в 5-6-летних программах, и в общем не с самыми ясными перспективами на рынке труда».
Ранее Болонскую систему критиковали и некоторые руководители вузов, в том числе ректор МГУ Виктор Садовничий.
По его словам, до 1990-х годов все было основано на уникальной фундаментальной системе образования, которая «соответствовала строю», но с приходом западных веяний качество образования снизилось. Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что в основе российской системы образования «должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Свежие комментарии