Татьяна Буцкая уверена, что дети привыкают заходить в такие точки из-за дешевых конфет и лимонадов, а позже начинают покупать там алкоголь. Эксперты скептически оценивают инициативу парламентария
Депутат Госдумы Татьяна Буцкая призвала запретить продажу сладкого в алкомаркетах. По ее мнению, конфеты там стоят дешевле, чем в других местах, поэтому магазины со спиртным, цитата, «становятся уже родными» для детей.
«Когда по дороге из школы домой ребенок заходит в этот магазин, а потом достигает возраста, когда можно покупать алкоголь, ему ничего не надо менять в траектории своего движения», — сказала парламентарий ТАСС. Еще она предложила сократить количество алкомаркетов в жилых домах.
Управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право», эксперт московского отделения «Опоры России» Дмитрий Терентьев рассуждает, насколько перспективна эта инициатива:
— Она может быть реализуемой, но это такой микроменеджмент. Я очень мало знаю специализированных алкогольных сетей, где что-то детское продается. Но тогда придется закрывать и «Пятерочку», и «Авоську», и другие сети, у которых есть малоформатный вариант. Выглядит это как еще одна идея в сторону: «алкоголь вреден — давайте все запретим». Истории про процентное соотношение алкоголя к другим продуктам были связаны только с пандемией. В пандемию специализированные магазины должны были закрыться, и работали только те, которые продавали товары первой необходимости. Поэтому многие алкогольные сети добавили такую продукцию в ассортимент.
— Речь идет не только о запрете сладостей, но еще и о запрете аренды в жилых домах. Часто это действительно удобно и для жильцов, и для бизнеса. Кажется, что самый оптимальный вариант — переформатировать бизнес из алкомаркета в «магазин у дома». Тогда как должно выглядеть это соотношение для алкогольных розничных сетей?
— Законодательно не установлено, какое процентное соотношение должно быть между алкоголем и другими товарами. У нас нет понятия «магазин у дома», «не у дома», гипермаркет — чем они отличаются. Но у всех большая номенклатура, и в магазине будет ровно то же самое: сопутствующие товары, которых нет — раскупили. Борьба с магазинами, продающими алкоголь в жилых домах, больше похожа на способ всех снова направить в гипермаркеты. Потому что алкогольная продукция — единственная продукция, которую доставить нельзя. Значит, это способ выйти и заодно купить что-то еще. Есть очень известная сеть, где куриные яйца — самые дешевые в стране. Это потому, что они закупаются такими партиями, что производитель готов дать любую цену. К сожалению, уже несколько лет ходит идея создать только специализированные алкогольные магазины, которые должны находиться в определенных местах, но пока так никто ничего не разработал. Если посмотреть на застройку даже больших городов, видно, что строится много жилых домов, а в округе ничего не строится. И все нежилые помещения у нас располагаются на первых этажах, поэтому мы и получаем такую ситуацию — не потому, что бизнесу хочется сидеть именно в жилых домах, а потому что больше негде.
В своем телеграм-канале Буцкая уточнила, что задала вопрос о законности продаж сладостей и лимонадов в алкомаркетах главе Росалкогольтабакконтроля Игорю Алешину. Он ответил, что нарушений нет. В соцсетях на эту тему шутят: «Папа, теперь ты будешь меньше пить? — Нет, сынок, теперь ты будешь есть меньше сладкого».
В ряде российских регионов работу алкомаркетов в жилых домах уже запретили. Это коснется, в частности, Подмосковья, когда правила вступят в силу, то есть 1 сентября 2025 года.
Свежие комментарии