Ранее СМИ сообщили, что после задержания Павла Дурова мессенджер изменил политику модерации, к которой у властей Франции возникли претензии. Однако, как убедилась Business FM, подпункт о приватности переписки никуда не исчез
Из пункта политики Telegram о возможности пожаловаться на противоправный контент исчезло упоминание того, что частная переписка защищена.
Из этого СМИ сделали вывод, что теперь пожаловаться можно не только на контент в каналах и открытых группах, но и в личных чатах, и сообщили, что после задержания Дурова мессенджер изменил политику модерации, к которой у властей Франции возникли претензии.Однако, как убедилась Business FM, подпункт о приватности переписки сейчас находится в соседнем пункте раздела. И там по-прежнему сказано, что команда Telegram не обрабатывает запросы на проверку контента в частной переписке.
Кроме того, сейчас в меню, которое появляется при удержании сообщения в чате, нет пункта «Пожаловаться», как в телеграм-каналах.
Комментирует эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин.
Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Там все посложнее, там не было убрано про приватный чат, там просто упростили сам пункт жалобы. Пожаловаться, конечно, можете, но я сомневаюсь, что модерация туда полезет, да и все-таки не будем забывать, что у Telegram очень много пользователей и очень мало сотрудников. Мы все знаем, как плохо Telegram отвечает на запросы, и в целом техподдержка у них так или иначе не работает, поэтому все-таки этот пункт для успокоения либо совести, либо конкретных лиц в каких-нибудь государствах. Не охоже, что кто-то будет это на полном серьезе использовать. Конечно, мне бы не хотелось верить в то, что в современном мире задерживают человека с крайне известным и популярным IT-продуктом, и после этого задержания он начинает как-то менять свой продукт в угоду тем, кто на него таким образом надавил, но допускаю, что такое тоже возможно».
Помимо вопросов к модерации, Франция применила против Дурова «тайный киберзакон», сообщает Politico. Как отмечает издание, два из шести обвинений, предъявленных основателю Telegram, меньше других привлекли внимание общественности, но вызвали значительный резонанс в технологической сфере.
Дурова обвиняют в предоставлении криптографических услуг, направленных на обеспечение конфиденциальности, без обязательного декларирования, а также поставке и импорте средств криптографии. Франция не ограничивает оборот таких технологий, но с 2004 года поставщик обязан отчитываться об этом властям.
За 20 лет этот закон не применялся ни разу, поэтому обвинения вызвали удивление у таких сервисов как iMessage, Signal или WhatsApp. Эксперты в беседе с Politico отмечают, что это «экономическое самоубийство», которое мгновенно и кардинально меняет восприятие отрасли со стороны инвесторов.
О том, в чем суть обвинений и как это отразится на мессенджерах, говорит IT-обозреватель «Российской газеты» Олег Капранов:
Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты» «Декларирование, уведомление о сути шифрования переписки или разговоров — это создание бэк-дора к этой переписке для спецслужб и кого-то еще. Понятно, что это означает, что люди, которым важна конфиденциальность, принципиально, жизненно важна — я говорю не только о преступниках, а о бизнесе, — пытаются свою деловую переписку максимально засекретить, потому что она содержит коммерческую информацию. Они тут же попытаются уйти в другие инструменты, которые по тем или иным причинам смогут не декларировать это, не передавать эту информацию, не засвечивать все эти методы шифрования. Речь идет в первую очередь о различных вещах типа Tor, по большому счету, это не выгодно никому, но решения адекватного на сегодня просто не существует, какого-то баланса нового на рынке пока найти не удалось. И в этих условиях обеспокоенность мессенджеров понятна, потому что это риски для их бизнеса, они утрачивают то основное, что есть, никто не будет пользоваться всерьез мессенджером, который можно прочитать кому-то третьему. Пока это шифрование было некой фигурой умолчания, пока все понимали, что есть на рынке сильные игроки или вокруг рынка, которые недовольны шифрованием, недовольны невозможностью читать какие-то переписки, и у них даже есть правовые основания, чтобы требовать получения доступа к этой переписке, но ничего не происходило, всех это более-менее устраивало. Сейчас, когда Франция взорвала это равновесие своими действиями, все поняли, что надо чтобы кто-то первый начал, а дальше уже проще. Вот пока никто не начинал, было некое равновесие, сейчас оно смещено, разрушено, все обеспокоены, потому что нет гарантий, что не придут за кем-то еще».
Politico также отмечает, что Дуров отказался от дипломатической помощи, которую ему предлагали Россия и ОАЭ. Накануне основатель Telegram впервые прокомментировал свое задержание и уголовное преследование.
Он указал, что у властей Франции было «множество способов» связаться с ним для запроса о взаимодействии: как гражданин этой страны, он часто бывал во французском посольстве в Дубае. «Некоторое время назад, когда меня попросили, я лично помог им установить горячую линию с Telegram для борьбы с терроризмом», — добавил он.
Дуров назвал «ошибочным подходом» обвинения гендиректора за преступления третьих лиц на его платформе: «Ни один новатор не захочет разрабатывать новые инструменты, если знает, что его могут лично привлечь к ответственности за возможное злоупотребление этими инструментами». Предприниматель также поблагодарил пользователей за поддержку, «любовь и мемы».
Свежие комментарии