Ханно Певкур считает, что это может быть, например, страховой сбор за возможные повреждения. Министр сделал отсылку к недавним разрывам кабелей в акватории и привел в пример аэропорты, которые взимают с пассажиров сбор за посадку
Эстония предложила ввести налог за использование Балтийского моря. С такой идеей выступил министр обороны Эстонии Ханно Певкур.
«Возможно, в один прекрасный момент мы увидим, что при прохождении через Датские проливы компаниям придется заплатить определенную сумму», — сказал Певкур. По его словам, это «страховой сбор за возможные повреждения». Имеются ввиду последние случаи повреждений кабелей в Балтийском море.В качестве примера он привел аэропорты, которые взымает с пассажиров сбор за посадку, который включается в стоимость билета. Сравнение некорректное. Более того то, что сказал министр обороны Эстонии противоречит международному морскому праву и не может быть реализовано, говорит президент Ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете Константин Краснокутский:
Константин Краснокутский президент Ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете «Я не знаю, почему Эстония подняла этот вопрос, нужно обратиться к Конвенции ООН по морскому праву, членами которой являются 168 государств, включая ЕС и РФ. Она прямо запрещает взимание какой-либо платы за мирный проход через территориальное море, будь то территориальное море Эстонии, территориальное море, где находятся Датские проливы, которые проходят через территориальное море Дании, Швеции. Эти страны могут взимать только какие-нибудь сборы за услуги, например, лоцманские, навигационные сборы, экологические сборы на недискриминационной основе, то есть одинаково, по какому-то тарифу, со всех судов. Эти государства могут ограничивать проход через свои проливы, исключительно руководствуясь безопасностью мореплавания и вопросами навигации. То есть в Датских проливах есть мост, там ограничения по высоте судов, которые могут проходить через эти проливы, но взимать плату просто за проход прямо запрещено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Если мы теоретически предположим введение неправомерного налога, сбора за проход через проливы или территориальное море, можно обратиться в Трибунал ООН по морскому праву, наднациональный орган для разрешения как раз таких споров. Там большая коллегия судей, один из судей Роман Колодкин, это представитель РФ, так что можно будет надеяться на недискриминационное, справедливое решение, если вдруг такая ситуация сложится, но это маловероятно».
Предложение Эстонии останется без внимания, считает главный редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов:
— Эстония не имеет права вводить такие сборы на природные проливы, это будет новшество в мировой практике. Эти проливы являются неотъемлемой частью Балтийского моря, территориально они входят в воды Дании, часть Балтийского моря, которая относится к Дании.
— Почему не Дания подняла этот вопрос?
— Датчане — мореходы, у них крупнейшая контейнерная компания в мире Maersk , они прекрасно знают международные законы, морское право, так нельзя делать. Это не только смешно, это говорит о некомпетентности. А в отношении того, что в Балтийском море часто стали рвать подводные кабели и проводы, могу сказать, Балтийское море не глубокое, надо, значит, следить за этими кабелями. Я не думаю, что кто-то специально тащит якоря по дну, чтобы взять и порвать этот кабель, но бывает, что судно идет, и якорная цепь может сорваться, но это очень редко. Там главная идея в том, чтобы контролировать российское судоходство в Балтийском море, дескать, флот старый, вечно теряет якоря, совершает аварии, поэтому давайте их возьмем либо под контроль, будем проверять каждое судно, либо давайте вообще запретим это судоходство для России, чтобы дружественный флот не мог заходить в порты Санкт-Петербурга и Калининграда.
— Вопрос может решиться, или это все так и зависнет на уровне этого предложения?
— Конечно, не пройдет. Это глупость, на которую никто не среагировал. Если будет такой прецедент, тогда во всех проливах в мире, а их много, сразу эти государства начнут брать деньги.
Страны НАТО рассматривают и другие меры по защите инфраструктуры в море. Например, установку датчиков для обнаружения якорей, которые волочатся по дну, строительство защитных кожухов вокруг кабелей.
Свежие комментарии