Как сообщает издание, могут использовать разные предлоги — угроза окружающей среде, борьба с пиратством, особенности страхования танкеров. Как отразится на России, если ЕС реализует эти планы?
В ЕС идет обсуждение планов о перехвате в Балтийском море танкеров с российской нефтью. Обсуждение идет кулуарно, сообщает Politico со ссылкой на источники. Идет работа над юридической базой.
Предполагается использовать такой предлог, как угроза окружающей среде. Возможно, будет задействован закон по борьбе с пиратством: сказать, что судно представляют угрозу для подводной инфраструктуры и на этом основании его захватить.
Могут потребовать, чтобы владелец танкера страховал его только у одобренных страховщиков, если нет — судно могут задержать.Эту информацию прокомментировал ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
— Это вброс, или они правда так рассуждают и думают?
— Я думаю, все-таки они прорабатывают, по крайней мере, некие меры ужесточения — может быть, речь не идет о том, чтобы перекрыть вообще возможность России экспортировать нефть с балтийских портов, но они вполне могут попытаться затруднить этот экспорт. Даже сами угрозы того, что танкеры будут блокироваться, будут дополнительные проверки, приводят к тому, что собственники судов поднимают ставку на перевозку, ставки фрахта. И для России повышаются издержки экспорта, а именно на это нацелена была стратегия Запада, начиная с 2022 года, когда они ввели потолок цены. Он же призван позволить России экспортировать, насыщать мировые рынки, но при этом самой не зарабатывать. Сам потолок не работает, но принцип «давайте как-то давить на Россию, чтобы у нее возрастали издержки», продолжают применять. И в том числе последние санкции 10 января ввели блокирующие ограничения в отношении добычных компаний, что впервые происходит с 2022 года, — не против всех, а только против двух. Попытались заблокировать не все танкеры, а только около 180. Чтобы все остальные испугались, чтобы у России возник дефицит судов, повысилась стоимость доставки. То же самое бу3дет происходить Балтике — ударить по части российского экспорта, России придется, может быть, применять меры, может, даже сопровождать торговые суда, танкеры военным флотом, но это тоже дополнительные издержки, и они потребуют погасить риски за счет более высокой цены этой перевозки, которые возникают у собственников судов. С международной правовой точки зрения, это незаконно, но можно попытаться это сделать. Правда, они оправдывают это тем, что танкеры старые, здесь Россия может в ответ сказать — давайте тогда посмотрим, а какой возраст у танкеров, которые заходят, например, для доставки нефти в Польшу или в Германию, там зачастую возраст на десятки лет выше. России в информационном пространстве тоже нужно активно отбиваться и показывать, что это все выдумки про старый дырявый флот, на самом деле причины исключительно политические.
— Какая доля российской нефти идет именно через Балтику сейчас?
— Это не основной экспорт российской нефти, но несколько десятков миллионов тонн в год там отгружается. Это порты Усть-Луги и Приморска, куда приходят нефтепроводы, БТС-1 и БТС-2, Балтийская трубопроводная система. В свое время они заменили транзит через Прибалтику. В этом плане поддержка прибалтов — это определенная месть за то, что нефть обошла их стороной. Основной объем, конечно, еще грузится и на Дальнем Востоке, это ВСТО с ответвлением на Китай непосредственно, это Новороссийск. В Черном море и на Дальнем Востоке они не могут воздействовать на нас, а здесь мы проходим через Датские проливы, можно сказать, Балтийское море для нас недружественное.
— Насколько будет больно, если недобрые замыслы воплотятся в жизнь?
— Если мы говорим про радикальный сценарий, остановку экспорта через Балтику, Россия не сможет полноценно перекинуть эти объемы на другие направления — около 15-20 млн тонн точно могут остановиться. Может быть, попытаемся больше перерабатывать и экспортировать нефтепродукты. В любом случае это будут большие издержки для России, соответственно, это сократит рентабельность экспорта российской нефти.
Основной получатель российской нефти, которая идет через Балтику, — это Индия, говорит Игорь Юшков. Большая часть нефти из Индии реэкспортируется обратно в Евросоюз.
Свежие комментарии