Служба вычислила общий чат в мессенджере, в котором объединились 27 участников картеля. Они использовали онлайн-таблицу, синхронно поднимали цены и действовали против продавцов, которые не поддержали сговор
Федеральная антимонопольная служба раскрыла картель продавцов наушников на маркетплейсах. Они заключили между собой соглашение, чтобы поддерживать определенные цены на продукцию и устранять конкурентов.
ФАС отмечает, что вычислила общий чат в мессенджере, в котором объединились участники картеля. Всего их 27. Они использовали онлайн-таблицу, синхронно поднимали цены, контролировали соблюдение договоренностей, вместе действовали против продавцов, которые не поддержали сговор. Например, писали негативные отзывы или заказывали товары конкурентов в другие регионы или страны без выкупа.
Ведомство выявило взаимосвязь между общей динамикой цен на наушники и действиями картеля: они были направлены на извлечение прибыли с помощью ограничения конкуренции. Такие сговоры в онлайн-торговле действительно существуют, подтверждает генеральный директор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
— Наличие каких-то прямых ценовых сговоров по продаже конкретной продукции, электроники, наушников, компьютеров, холодильников и так далее так или иначе возникает всегда и везде. Раньше эти проблемы возникали в первую очередь с крупными торговыми сетями. Однако сейчас это происходит в силу наличия так называемого индекса цен, когда один маркетплейс мониторит, какие цены у другого маркетплейса, а это влияет на позицию в ранжировании непосредственно на маркетплейсе. В эту игру так или иначе неосознанно играют практически все продавцы, потому что они должны держать плюс-минус сопоставимые цены на всех маркетплейсах как на свою продукцию, так и относительно других конкурентов. Поэтому наличие каких-то скрытых картель-сговоров, когда люди собрались где-нибудь и решили, что они будут держать какую-то единую цену, скорее исключение, хотя иногда бывает. А наличие скрытого ценового сговора, когда ты смотришь на цену конкурента и принимаешь решение, какую цену надо держать тебе, я думаю, является так или иначе массовым на рынке.
— Но вот здесь ФАС выяснила, что был некий чат в мессенджерах у недобросовестных продавцов и они сговаривались держать цены повыше. Насколько на маркетплейсах такая система представлена?
— Какой-то массовой проблемы нет, однако в конкретных нишах типа электроники такое вполне себе возможно. Проблема состоит не столько в участии или неучастии в ценовом сговоре, сколько в тех угрозах, рисках, которые возникают в случае, если ты к ним не присоединяешься. Потому что на самом деле мы видим, что те проблемы, про которые вы говорите, когда товар заказывается в какие-то отдаленные регионы, пишутся негативные отзывы, часто возникают, и это причиняет существенную боль всем участникам рынка.
Участников сговора признали нарушителями антимонопольного законодательства. Один из ответчиков, ознакомившись с доказательствами по делу, подал признательное заявление и теперь может быть освобожден от административной ответственности.
Остальным предпринимателям грозят административные штрафы, добавили в ФАС.
Свежие комментарии