
Лишь немногие бренды способны дать отпор крупному онлайн-ретейлу. Не убьет ли подобное копирование малый бизнес и как с этим бороться?
Локальные европейские бренды одежды и аксессуаров обнаружили, что товары на таких платформах, как Shein и AliExpress, поразительно похожи на их проекты, пишет Le Figaro.
Обвинения в плагиате не являются чем-то новым, но, судя по рассказам некоторых небольших дизайнеров, масштабы изменились.
Гиганты онлайн-ретейла, например AliExpress, теперь вдохновляются не только крупными международными брендами — они переключились на независимые мастерские.Так, основательница французского бренда одежды Ambitieuse Upcycling рассказывает, что увидела в Pinterest рекламу одной из ее флагманских моделей, которая продавалась на китайской платформе Shein. Складки, особенности шитья — все продиктовано ее оригинальным дизайном. Более того, продавалась она за 13 евро вместо 65. А Леа Бодуэн, основательница руанского бренда одежды и аксессуаров The Black Manor, видела несколько своих работ на Shein и AliExpress. И эти поразительно похожие дизайны постоянно распространяются. Одна из ее моделей сейчас продается на Amazon во Франции и Канаде, в Walmart и на различных китайских сайтах в восемь-десять раз дешевле. Малый бизнес оценивает свои потери в несколько тысяч евро.
Сейчас ни один продукт не может ускользнуть от жадного взгляда онлайн-ретейла и fast fashion-компаний. Они следят за трендами, адаптируют под них одежду, а затем массово выпускают ее на рынок по низкой цене. И это повсеместно. А с развитием технологий защитить дизайн становится еще сложнее, рассказывает основатель Института развития индустрии моды Beinopen, ведущий эксперт Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Алексей Баженов:
— Shein позволяет много кому увидеть, что в тренде, и быстро подхватить это.
Они заявляют, что у них оцифрованная сеть производства. У них есть аналитика, которая как-то эти тренды отслеживает, после чего начинают копировать. Как вообще весь масс-маркет всегда работал? Выезжал на экспедиции в какой-нибудь Лондон, закупал кучу шмоток, возвращал и потом анализировал. Универсальная история, что все со всеми лекалами работают.— Это копирование может привести к исчезновению независимых небольших брендов?
— Сейчас именно такие небольшие бренды под самым большим ударом. И в России тоже. Оцифровка дает возможность манипулирования огромными сущностями. И малый бизнес — очень маленькое существо по сравнению с огромной системой. Но, с другой стороны, эти же платформы дают возможности. Надо просто включаться активно в эту социальную конструкцию и выстраивать новые правила, договариваться, бороться. Марки должны объединяться. Выживут партнерства, альянсы марок. Не выживут марки по одиночке, они все рассыплются.
Иногда последствия выходят за рамки потери дизайна. В прошлом году небольшая французская студия Carabelle, специализирующаяся на производстве товаров для творческих хобби, закрылась навсегда. Ее дизайны копировали и продавали на AliExpress, Temu и Shein в восемь раз дешевле.
Для маленьких локальных компаний суд — слишком дорогое удовольствие и порой безрезультатное. Большинство дизайнеров задумываются о регистрации своего товарного знака, но немногие заходят так далеко, чтобы защитить свой дизайн. Да и это очень сложно, указывает юрист, основатель проекта LookReady Анна Саливон:
— Наличие товарного знака дает большое преимущество — можно подать в суд. Всегда можно с нарушителя взыскать компенсацию за нарушение авторских прав. Но, как правило, все площадки всегда просят представить доказательства. И если мы говорим про промышленный образец регистрация дизайна, здесь уже все намного сложнее, все регистрируется как изображение, и многие недобросовестные производители-площадки просто перерабатывают, то есть меняют цвет, нахождение какого-то бантика, пуговицы. И это уже не оригинальное, но очень похожее. Доказать это будет очень сложно. Поэтому судов именно по спорам с дизайном и промышленным образцам очень немного, особенно в мире быстрой моды.
— Получается, что скорее можно привлечь платформу к ответственности, но поставщиков нельзя?
— Мы очень много шьем на китайских и турецких фабриках. И очень часто бывает, что, когда мы приходим, видим, где висит одежда 12 Storeez, нам предлагают пошить ровно такую же, заменив только товарный знак и лейбл, который есть на одежде.
Механизм, похоже, хорошо отлажен. Недавно три дизайнера подали в суд на Shein в США, утверждая, что платформа использовала алгоритм для автоматической идентификации модных дизайнов в социальных сетях и последующего их тиражирования, а также рекламные фотографии, сделанные самими дизайнерами. За последние годы на бренд или его материнскую компанию Zoetop в Штатах было подано более 50 исков.
Свежие комментарии