В результате погибли не менее десяти человек, сотни ранены. Ответные действия Израиля затронули объекты в Тегеране, включая инфраструктуру, связанную с ядерными разработками
Этой ночью Иран нанес массированный ракетный удар по территории Израиля, используя баллистические и как минимум одну гиперзвуковую ракету, как сообщило агентство Mehr. Погибло десять человек, ранено около 200, передает Times of Israel. Среди погибших — два ребенка. Из числа погибших — шестеро в городе Бат-Ям: там снаряд попал прямо в жилой дом.
На фото в сети видно, что обрушилась практически половина здания.
Семь человек пропали без вести, предполагается, что они остались под завалами, ведется их поиск.
В Хайфе разрушены три двадцатиэтажных здания, сообщает телеканал Al Arabiya. По сообщениям СМИ, именно по Хайфе Иран ударил в том числе гиперзвуковой ракетой.
Поврежден нефтеперерабатывающий завод. На кадрах, которые публиковали очевидцы, ракета прилетает практически в центр города, а жители прячутся от обстрелов в автомобильном тоннеле.
Вот что Бизнес ФМ рассказала жительница пригорода Хайфы — Марьям:
«Вчера, правда, было громко, и было бессознательное желание просто вжаться в землю куда-то, спрятаться от такого жутчайшего визга какого-то. Ракета была сначала одна, затем буквально через несколько секунд вторая, и куда-то прилет. И мы понимаем, что это где-то рядом, потом оказалось, что это рядом с тем местом, где учатся наши дети. Они начали показывать, что на стадионе пожар, а потом оказалось, что это на трассе рядом. Дети в школе были тоже в защищенных комнатах, в бомбоубежищах, но там остались только дети, которые сюда приехали из других стран. Остальных детей по домам отправили. Что касается оповещений, в этот раз есть новшества, теперь приходит оповещение за минут 15-20 о том, что нужно подойти к защищенному месту, потому что ожидается прилет, или уже ракеты запущены. Дети переведены на дистанционное обучение. Работают жизненно важные предприятия, общественный транспорт ограниченно ходит. Нужно сказать, что подлетное время в целом, когда идет атака с Ливана, с Йемена, со стран, которые рядом находятся, подлетное время — полторы минуты.
Когда Иран запускает баллистику — это 10-15 минут. Если это крылатые ракеты или квадрокоптеры, то они летят очень долго, их успевают сбивать, они летят по семь часов. То есть то, что сейчас происходит, это, я так понимаю, баллистические ракеты. Они летят быстро, они очень шумные, звук жуткий, и очень сильные повреждения».В Тамре погибло четыре человека — там также ракетным ударом было повреждено жилое здание.
Портал Ynet сообщил, что израильские военные перехватили около 100 ракет и десятки дронов, запущенных Ираном этой ночью. Рассказывает гид из Израиля Симон Шнирман. Он проживает в городе Нетания, это в 70 километрах от Хайфы:
Симон Шнирман гид из Израиля «В данный момент Нетания менее подвергается нападениям каким-либо, чем другие населенные пункты Израиля, так географически расположена. Ночь провел дома, конкретно в квартире — есть защитная комната, такой мини-бункер своего рода — это нормативы. Сегодня в Израиле такие во всех новых домах должны быть: комнаты бронированные, бетонированные. У кого нет такой комнаты, то есть или на этаже подобная комната, или традиционные бомбоубежища внизу. За ночь по стране были неоднократные тревоги, люди спускались, бегали в эти убежища. Ночь прошла нерадостно. Для народа Израиля — много было попаданий, при том, что еще больше отбивается: очень высок процент успеха у израильского ПВО, но тем не менее стопроцентного успеха нет. И даже если 10% или меньше того попадает, то иногда это трагично. Конкретно — вчера вечером на севере, в арабской деревне Тамра, ракета попала в жилой дом. Погибло четыре человека: мать, две дочери, маленький ребенок. По-моему, дальше город Бат-Ям — это часть большого Тель-Авива, там тоже много разрушений было, точное попадание ракеты. Ну, вот это такие основные результаты за эти два-три дня, что идут боевые действия. Разрушений не так, чтоб страна в руинах лежала, но есть — где-то даже подряд кварталы какие-то разрушены. Обстановка в целом — дух вполне боевой в стране. Если у нас довольно много разногласий по разным внутренним вопросам в Израиле, внешнеполитическим — та же война в Газе, там много разногласий есть, — то в данном случае тут единство всенациональное, можно сказать. И оппозиция, и все поддерживают эту операцию, потому что речь идет о судьбе Израиля. Была стратегическая угроза существованию Израиля со стороны Ирана.Лично я вообще нахожусь среди симпатизирующих и поддерживающих Нетаньяху и активно участвовал в разных мероприятиях, так что про меня и говорить нечего».
Израиль в ответ нанес удары по Тегерану. Повреждены два нефтехранилища, а также инфраструктура ядерных проектов.
CNN утверждает, что Израиль поразил штаб-квартиру Минобороны Ирана в Тегеране.
Нетаньяху вчера заявил, что Израиль атакует Иран «при явной поддержке Трампа и американского народа».
Сам Трамп сегодня заявил, что «США не имели никакого отношения» к этим ударам Израиля по Ирану этой ночью, но предупредил, что если Тегеран «в какой-либо форме» атакует Соединенные Штаты, на него «обрушится вся мощь Вооруженных сил США в невиданном ранее масштабе».
CNN со ссылкой на представителей Белого дома и израильских властей сообщает, что израильская операция в Иране может продлиться «недели, а не дни» и что она осуществляется с негласного одобрения США.
При этом Трамп уверяет: «Мы можем легко заключить сделку между Ираном и Израилем». На данный момент переговоры с США по ядерной программе прерываются.
Запланированный на сегодня очередной раунд вчера был отменен.
Этим утром глава МИД Ирана заявил, что Тегеран хотел представить Вашингтону предложения, которые могли привести к сделке по атому. Кроме того, Иран готов заключить соглашение, гарантирующее отсутствие у него ядерного оружия.
Но теперь Иран не верит утверждениям США о том, что они не участвовали в атаке, и Иран прекратит наносить удары по Израилю, если он остановит свою агрессию.
The New York Times пишет, что нападение Израиля на Иран за пару дней до нового раунда переговоров между иранцами и спецпосланником Трампа Уиткоффом повышает риск того, что другие страны будут рассматривать американскую дипломатию как просто отвлекающий маневр, призванный дать израильским военным самолетам больше возможностей для неожиданного удара.
Комментирует политолог Георгий Бовт:
— Я думаю, что они действовали просто параллельно. Конечно, американцы заранее знали о том, что Израиль будет наносить удары по Ирану, и Нетаньяху, скорее всего, Трамп об этом прямо предупредил. В то же время, если бы Иран дал какие-то сигналы о том, что он готов пойти на уступки, то эти удары могли и не состояться. Просто переговоры между США и Ираном уже к этому времени зашли в тупик, и на самом деле Иран вполне откровенно тянул время и настаивал на сохранении своей ядерной программы в неприкосновенности. Он отказывался же идти на то, чтобы ставить ее под контроль, чтобы отказаться от обогащения урана и так далее. Было ясно, что эти переговоры не закончатся так, как хотелось бы Вашингтону, и поскольку у Израиля было ощущение, что ядерная военная программа Ирана близится к успешному завершению, то там сочли, что медлить дальше нельзя.
— Когда Трамп говорит, что сделка между Ираном и Израилем может быть заключена легко — не бравирует ли американский президент в очередной раз словами? И не будет ли такого, что игроки на Ближнем Востоке просто перестанут верить Вашингтону?
— Те, кто хотели, они верили, те, кто не хотели — они и так не верили. Тут в этом плане ничего не изменится. То, что Израиль является стратегическим союзником США — в этом нет никакого секрета, и на Ближнем Востоке это все прекрасно знают. Риторика Трампа — к ней уже научились относиться определенным образом. Она в данном случае ничего не значит и ничего не меняет.
— Что должно произойти, чтобы эти переговоры начались? Уничтожение максимального военного потенциала либо одной, либо другой стороны, или что-то еще?
— Я боюсь, что они от переговоров даже дальше, чем Москва и Киев. Гораздо дальше. Прямых переговоров, надо сказать, между Израилем и Ираном после Исламской революции не было никогда. Более того, в Конституции Ирана закреплено требование уничтожить Государство Израиль. В данном случае Израиль будет добиваться военного поражения Ирана до той степени, чтобы он не мог наносить болезненных ударов по Израилю, уничтожения его ракетной программы, ядерной программы. А судя по сегодняшним ночным ударам, стороны перешли к уничтожению энергетической инфраструктуры. Для Израиля, кстати, это может оказаться более критичным, чем для Ирана: все-таки маленькая страна, количество нефтеперерабатывающих заводов и подобных объектов — немного. А вот в Иране их гораздо больше — уничтожить их будет сложнее. Оставить Иран без электричества, нефти и бензина — но именно эту цель, похоже, Израиль и ставит на текущий момент.
— Мы видим, что Россия заняла все-таки какую-то сторону. Или, с вашей точки зрения, Россия старается дистанцироваться?
— Если сейчас Россия по полной программе вписалась бы за Иран — это сильно испортило бы отношения с американским президентом, чего Москва делать не хочет. Кроме того, не надо думать, что Иран — союзник России. Он ей не союзник. Более того, можно вспомнить о том, что в свое время, если Америку называли «большим сатаной», то Советский Союз — «малым сатаной». Поэтому идеологический режим Ирана нам отнюдь не близок. Сейчас мы — тактические партнеры, в том числе и по Украине, но переоценивать степень сближения Москвы и Тегерана не стоит. Кстати говоря, и в экономических отношениях мы не так уж и далеко зашли, и, в общем, со стороны Ирана есть определенные предубеждения против России как государства не исламского.
— Меняет ли обострение на Ближнем Востоке (очередное) как-то ситуацию Россия–Украина? Были обсуждения, что Ближний Восток может стать какой-то частью сделки США, в том числе по Украине.
— На текущий момент не станет он частью сделки, поскольку сделки по Ближнему Востоку не просматривается.
Никакая сторона не навоевалась вволю. Пока что эта война находится в начальной стадии, а не в завершающей. Вот если она будет уже в завершающей стадии — тогда действительно Россия может каким-то образом поспособствовать и посредничать между Тегераном и Израилем, в том числе между Тегераном и США. Но для этого Тегеран должен проявить какое-то желание чего-то добиться в ходе такого посредничества.
Накануне Владимир Путин позвонил Дональду Трампу, чтобы поздравить его с днем рождения, и в разговоре осудил атаку Израиля на Иран.
Трамп оценил ситуацию «как весьма тревожную», но назвал эффективными удары Израиля.
Сам Трамп написал про звонок Путина, что «мы долго разговаривали — в основном про Иран, гораздо меньше времени было потрачено на разговоры о России и Украине, но это будет на следующей неделе».
Путин, цитирую: «Как и я, чувствует, что эта война в Израиле и Иране должна закончиться. Я объяснил, что ЕГО война также должна закончиться».
Свежие комментарии