Ультраправый кандидат набирает 40% голосов, у мэра Бухареста — вдвое меньше. Кандидат от правящей коалиции Антонеску уже признал поражение
В Румынии определились участники второго тура выборов президента. Во второй тур повторных президентских выборов выходят глава «Альянса за объединение румын» Джордже Симион — у него более 40% голосов, и мэр Бухареста Никушор Дан — у него в два раза меньше.
Единый кандидат от трех проевропейских партий Крин Антонеску занял третье место.Джорджа Симиона называют ультраправым политиком и националистом. Он выступает за объединение Молдавии с Румынией, не одобряет военную поддержку Украины и неоднократно выступал с критикой руководства ЕС. В то же время он отмечал, что не ориентируется на Москву, свою партию называет трампистской, и, по его словам, в случае его победы во втором туре Румыния станет сильным партнером НАТО и союзником США.
Занявший второе место мэр Бухареста Никушор Дан имеет противоположные взгляды. По его словам, предстоящий второй тур будет «спором не между двумя людьми, а между прозападным курсом для Румынии и антизападным». Комментирует аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Николь Бодиштяну:
— Явка превысила 50%, это достаточно большой показатель для Румынии, который говорит о том, что граждане по итогам не прошедших в итоге выборов в конце 2024 года проявили высокий уровень политической мобилизации и волеизъявления, и пришли на выборы.
— Но могло быть и больше, учитывая ту поляризованность, как представляется ситуация после отстранения Джорджеску.
— Да, конечно же, явка могла быть и больше. Надо отметить, что большой процент явки составляет румынская диаспора за рубежом, по аналогии с соседней Молдавией, хотя отношение властей и провластных аналитиков в Румынии к румынской диаспоре за рубежом скорее негативное, чем позитивное. На контрасте с Республикой Молдова, где власти как раз таки делают большую ставку именно на диаспору. В этот раз пока что все прошло спокойно, хотя в румынском сегменте интернета отмечались призывы от провластных публичных медийных персон приходить на выборы, голосовать для того, чтобы не допустить повторения ситуации в ноябре. Так как эти призывы исходили от людей, не связанных с политикой напрямую, прямых нарушений в этом смысле не было. Но можно смело отметить, что за ситуацией в Румынии сейчас следят со многих сторон, в том числе и по причине того, что главный кандидат, Симеон достаточно экстравагантный кандидат, ранее в медийном пространстве он привлекал к себе внимание агрессивными высказываниями в парламенте. Это вызывает некоторые опасения, прежде всего на фоне того, что, несмотря на его в том числе не совсем дружественную риторику по отношению к Российской Федерации, это кандидат, которого, как и Джорджеску, сняли с выборов, не допустили к этому туру, ярый противник предоставления военной помощи Украине и транзита этой помощи через территорию Румынии.
Всего в бюллетенях на президентских выборах в Румынии было 11 кандидатов. Эти выборы были повторными — первые закончились скандалом: фаворит гонки Кэлин Джорджеску набирал 23% голосов и выходил во второй тур, однако был отстранен, а Конституционный суд Румынии аннулировал результаты, заявив о «нарушениях избирательного процесса».
Речь шла о предполагаемом иностранном вмешательстве через TikTok, где Джорджеску вел свою предвыборную кампанию. У него больше полумиллиона подписчиков. Румынская разведка допускала, что за успехом праворадикала стояла Москва, в частности, кибератаки со стороны России. Но никаких доказательств представлено не было.
Предыдущие неудавшиеся выборы сильно повлияли на только что прошедшие, отмечает зарубежная пресса. Как пишет The New York Times, если в Канаде и Австралии на недавних выборах лидировали партии, выступающие против политики Трампа, то в Румынии первый тур повторных президентских выборов выиграл трампист.
По мнению Reuters, причиной его победы стали два фактора — Симион воспользовался негодованием жителей страны по поводу отмены результатов первых выборов и в целом недовольством истеблишментом.
The Guardian отмечает, что недовольство местного населения достаточно сильно. В частности, более 30% из 19 млн жителей близки к черте бедности, и почти 20% работоспособного населения трудится за границей. А Симион при этом гарантирует в случае избрания раскрыть, сколько было затрачено и каким был вклад Румынии в поддержке Украины.
Итальянская Corriere della Sera полагает, что Румыния находится на перепутье между ориентацией на собственный суверенитет и на Европу. А Financial Times отмечает, что относительная политическая стабильность Румынии последних нескольких лет может оказаться под угрозой. В случае победы Симиона страна может сблизиться с другими восточными странами ЕС, такими как Венгрия и Словакия, которые открыто ставят под сомнение ценности Евросоюза. И это в то время, когда Европа изо всех сил пытается сформулировать свою позицию политике Трампа, подчеркивает Reuters.
Немецкая Tagesschau со ссылкой на экспертов отмечает, что победа Симиона отнюдь не гарантирована, и предвыборная гонка до второго тура будет напряженной. Впрочем, есть масштабный раскол внутри проевропейского лагеря внутри страны — особенно после первых неудачных выборов.
В любом случае, подытоживает издание, роль президента в Румынии в большей степени представительская. Но она влиятельна, особенно в контексте внешней политики, в частности, президент может наложить вето на важные голосования в ЕС.
Ранее Симион заявил Financial Times, что в случае его победы на выборах отстраненный кандидат Джорджеску «может занять руководящую должность», в частности, премьер-министра. С 2018 года Симиону был запрещен въезд на Украину. Члены его партии заявляли претензии на ряд украинских территорий.
Второй тур пройдет 18 мая.
Свежие комментарии