Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Как это будет работать и как документ может повлиять на цены?
Законопроект, который запрещает навязывание дополнительных товаров, работ и услуг потребителям, принят Госдумой в первом чтении. Многие россияне, наверное, хотя бы раз в жизни покупали то, что покупать не хотели.
Но им навязали. Например, страховые услуги, которые обычно идут в комплекте с авиабилетами, счетами за коммунальные услуги и банковскими кредитами. Отказаться вроде как можно, но не всегда понятно, что для этого надо сделать.А иногда без товаров и услуг в нагрузку основной товар вообще не продается. Продолжает управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков:
Сергей Матюшенков управляющий партнер адвокатского бюро BGMP «Если вспомнить ковидные времена либо начало СВО, очень сильно подорожали автомобили. Большую часть стоимости автомобиля стоил коврик за полмиллиона рублей, стоимость самого автомобиля осталась прежней, и, естественно, автомобиль нельзя было купить, не купив этот коврик. Примерно такая логика. Опять же, часто приходишь, например, в автосалон, тебе навязывают кучу дополнительных сервисов: то же самое кредитование, страховка через дилера, чтобы купить автомобиль по более выгодной цене. Если закон будет распространяться и на это и он будет это регулировать, я думаю, потребителю станет легче. Будет ли от этого легче бизнесу — большой вопрос».
Как сказала глава Роспотребнадзора Анна Попова, «любые товары, любые работы попадают под этот закон». Среди прочего запрещается продавать что-либо в нагрузку до заключения договора о приобретении основных товаров, работ и услуг. На получение различных дополнений покупатель должен дать согласие в письменной форме. Автоматические отметки — те самые заранее проставленные галочки в электронном заказе — как согласие рассматриваться больше не будут.
Тут, конечно, прослеживается некая аналогия с супермаркетом, где вам на кассе предложат акционные товары. Но на самом деле навязывание работает не так. Продолжает председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев:
Андрей Князев председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры» «Если бы вам в «Пятерочке» вместе с колбасой еще три минералки положили, а вы потом эти три минералки выкладывали, вычеркивали из чека. То есть вам одновременно эти три минералки уже положили, и вы должны использовать свои технические и другие знания, чтобы у вас осталась только одна колбаса».
Как может повлиять на цены запрет на навязывание товаров и услуг? Мнение гендиректора аналитического агентства «Бизнесдром» Павла Самиева:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» «Цены на услуги, на сервисы, которые не навязываются, от этого никак не изменятся. А там, где как раз присутствует элемент навязанной продажи, мне кажется, будет меньше таких продаж. Допустим, мы понимаем, что ряд страховых компаний, ряд провайдеров различных правовых услуг, телемедицины и так далее в значительной степени пользовался тем, что через банковский канал продавал эти навязанные сервисы. Когда Центральный банк стал с этим жестко бороться, продажи таких услуг стали падать. Вроде бы это ущемляет интересы бизнеса, но на самом деле постепенно стал формироваться более осознанный спрос на многие сервисы. Часть услуг, которые раньше были навязанными, сейчас продаются осознанно и без какого-то давления».
Среди прочего в законопроекте прописано право покупателя не просто отказаться от навязанных ему товаров, работ и услуг, но и потребовать вернуть уплаченные за них деньги. Роспотребнадзор предлагает сократить срок возврата средств с десяти дней до трех и может подготовить соответствующие поправки ко второму чтению.
Свежие комментарии