С завтрашнего дня вступают в силу поправки к федеральному закону «О персональных данных», согласно которым, бизнесу в России запрещена трансграничная передача данных о пользователях. В связи с этим для многих компаний зарубежные сервисы по сбору аналитики станут вне закона и потребуют замены
Google Analytics может оказаться вне закона.
С 1 июля вступают в силу поправки к федеральному закону «О персональных данных», которые запрещают бизнесу собирать и хранить персональные данные российских пользователей на зарубежных базах. Изменения могут затронуть в том числе сервисы аналитики и CRM-системы.Роскомнадзор еще в январе начал оправлять письма владельцам сайтов, которые использовали Google Analytics. В тексте указывалось, что сервис предполагает трансграничную передачу данных о пользователях в адрес компании Google, зарегистрированной в США. Использование сервиса не запрещалось, но надо было отправить уведомление в Роскомнадзор.
Google Analytics позволяет отслеживать число уникальных посетителей, конверсию и эффективность разных каналов рекламы. Как считает гендиректор сервиса Dbrain, автор Telegram-канала AI Happens Алексей Хахунов, сейчас сервис Google продолжают использовать примерно 30% российских сайтов. Сам он тоже получил письмо от надзорного ведомства:
Алексей Хахунов гендиректор сервиса Dbrain, автор Telegram-канала AI Happens «Я как владелец сайта могу сказать, что ко мне несколько месяцев назад Роскомнадзор пришел, и предупредил меня, и написал мне официальное письмо, что я использую Google-аналитику, и что вообще это скоро будет незаконно, и уберите ее. Поэтому я думаю, что этот сегмент продолжит уменьшаться. С 2021 года, где они примерно были по 90-95% вместе с Яндексом, сократился до 30%0. Важно, что этот закон помимо Google-аналитики, затрагивает еще большой набор разных сервисов: CRM-ки типа Salesforce, Pipedrive, также это helpdesk'и, то есть то, где работают службы поддержки. В России, например, был очень популярен Zendesk раньше. Когда у тебя настроены определенным образом бизнес-процессы, ты не можешь просто поменять инструмент. То есть переезд, например, из одной CRM-ки в другую для компании может занимать год, и реально десятки миллионов рублей внешних либо консультантов, либо каких-то специальных компаний или внутренних ресурсов. Потому что это очень, очень объемная, сложная задача».
Наиболее популярная альтернатива Google Analytics — работающая на российских серверах Яндекс Метрика. Но, как отмечает Хахунов, неверно говорить о том, что один сервис заменяет другой: часто в компаниях используют оба. Раньше операторы персональных данных были обязаны локализовать данные в России, но, как отмечают юристы, прямого запрета использовать для хранения и систематизации зарубежные сервисы не было, поэтому закон трактовали по-разному. Теперь же формулировку уточнили — объясняет основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко:
Вадим Ткаченко основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube «Сейчас в законе четко определено это понятие. Теперь записано следующим образом, что не допускается использование, обработка и так далее, с использованием баз данных, находящихся за пределами Российской Федерации. То есть теперь круг уменьшился, и стало понятно, что только можно хранить информацию, персональные данные на территории России, базы данных которых только находятся на российской территории, никаких облаков или отсылок к иностранным базам быть не может».
Google Analytics обрабатывает данные сразу на серверах, находящихся за рубежом — в частности, в США. А значит, ее использование может противоречить закону. Главный совет юристов: провести аудит, как идет сбор и обработка персональных данных.
Как разъяснял Роскомнадзор, даже формально «обезличенная» аналитика, как IP-адрес, cookie-файлы признаются персональными, если позволяют идентифицировать пользователя. Игнорирование нововведений может дорого обойтись предпринимателям: штрафы за нарушение по этой статье — от одного до шести миллионов рублей.
Свежие комментарии