Об этом говорится в заявлении главы евродипломатии, бывшего премьер-министра Эстонии Каи Каллас. В Финском заливе 25 декабря был поврежден энергокабель EstLink 2, который соединяет Финляндию и Эстонию. Через день финская полиция задержала танкер Eagle S по подозрению в причастности к этому инциденту
Танкер Eagle S, который задержала Финляндия по подозрению в повреждении подводного электрокабеля Estlink 2, ходит под флагом островов Кука, это часть Новой Зеландии. Им владеет компания из ОАЭ, и это ее единственный корабль. Экипаж — 20 человек, граждане Индии и Грузии, сообщают финские СМИ со ссылкой на руководителя расследования.
Танкер вез бензин из Санкт-Петербурга в египетский Порт-Саид. Когда финская полиция заметила Eagle S недалеко от места повреждения энергокабеля, капитану предложили поднять якорь. И на поверхности показалась пустая якорная цепь. Полиция подозревает, что танкер намеренно прошел в этом районе со спущенным якорем, чтобы порвать им кабель.
Сам якорь, кстати, так и не нашли. По крайней мере, сообщений об этом не поступало.Обычно корабли не спускают якорь до полной остановки, отмечает главный редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов:
Анатолий Кузнецов главный редактор газеты «Морские вести России» «В аварийной ситуации якоря бросают, чтобы остановить движение судна, когда во время шторма есть угроза выбрасывания на мель, на скалы или может быть столкновение с идущим судном, в критической ситуации бросают якорь во время движения. Что значит — танкер потерял якорь? Это означает, что он не может продолжать рейс. Зачем танкеру это все делать? Чтобы оборвать три провода между Финляндией и Прибалтикой? Тоже мне — нашли громадный стратегический центр мира. Если он действительно потерял якорь, так там не так глубоко, можно просканировать дно, опустить водолазов посмотреть».
В рамках расследования ЧП в Финском заливе задержали и сам танкер Eagle S, и его груз. И хотя причастность судна к повреждению кабеля пока не установлена, в ЕС уже говорят о возможности введения санкций в отношении «теневого флота» России. Который, как выразилась глава евродипломатии Кая Каллас, «угрожает безопасности и окружающей среде».
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Во-первых, мы нефть перевозим танкерами, и это может быть экологическая катастрофа и для нас тоже. Во-вторых, зачем России рисковать судами, которые позволяют зарабатывать основные доходы в бюджет, почему мы используем не рыболовецкие суда, сухогрузы или еще какие-то торговые суда, почему только к нефтяным танкерам претензии? Я думаю, что именно это и является ответом, что цель Запада — не защитить свою инфраструктуру, как они говорят, санкциями в отношении российских нефтяных танкеров, а найти повод, как можно ввести дополнительные ограничения в отношении именно тех судов, которые позволяют России больше всего зарабатывать».
На каком основании задержанный танкер причислили к «теневому флоту» России, не уточняется. На Западе «теневым флотом» называют танкеры, которые в нарушение санкций перевозят российскую нефть стоимостью выше предельного уровня в 60 долларов за баррель. Так называемый ценовой потолок был введен не для того, чтобы полностью прекратить доставку российского сырья покупателям, а чтобы, как заявляли в ЕС, снизить доходы России от экспорта.
О том, как работает такой флот и какой ущерб могут нанести санкции против самих танкеров, рассказывает президент Ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете Константин Краснокутский:
Константин Краснокутский президент Ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете «Создавая сложные схемы владения судами, используя практики перегруза грузов с судна на судно, пряча локацию судна, суда передают автоматически локацию, иногда эти транспондеры отключаются — таким способом суда пытаются торговать санкционными товарами в обход ограничений. Западные санкции могут серьезно ударить по «теневому флоту» на примере страхования, суда могут иметь трудности с обслуживанием, с бункеровкой, с закупкой каких-то припасов. И мы уже видели, как принимаются санкции по отношению к конкретным судам и реестры судов исключают эти суда из-под своего флага. И это дополнительная проблема — найти реестр государства, под которым это судно можно зарегистрировать под флагом».
После повреждения кабеля генсек НАТО Марк Рютте заявил, что альянс усилит свое присутствие в Балтийском море. В свою очередь, президент Финляндии Александр Стубб сообщил, что обсуждал со странами-союзниками вопрос защиты подводной инфраструктуры.
Свежие комментарии