По данным S&P Global, это 51,2 пункта. Декабрьские темпы роста в секторе оказались самыми слабыми с сентября. «Бизнес FM» спросила у предпринимателей, каким был 2024 год для их бизнеса?
Индекс PMI сферы услуг России в декабре снизился на два пункта с ноябрьского значения — до 51,2 пункта, сообщил S&P Global.
Декабрьские темпы роста в секторе оказались самыми слабыми с сентября. Значение индексов выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности в этой сфере, ниже этого уровня — на ее снижение.«Бизнес FM» спросила у представителей сферы услуг, каким был 2024 год для их бизнеса? И чего ждут от следующего?
Сооснователь сети булочных и пекарен «Батон» Ольга Добычина:
«Количество чеков органически растет сезонно, поэтому в нашем бизнесе мы слабо ощущаем, например, такое явное падение. Люди зимой едят больше углеводов, больше сахара, больше мучного — холодно просто. Но при этом мы видим падение среднего чека, для нас это означает покупательскую способность либо изменение потребительского поведения. Потому что, например, люди стали более избирательны в том, что они будут есть и сколько. Они по-прежнему выбирают качественный продукт, но при этом, например, регулируют его количество в своем рационе. Средний чек подупал — это правда, даже в нашем недешевом сегменте».
Омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов:
«Год не самый простой, мы в этом году все-таки в полной мере столкнулись с новой реальностью глобальной нехватки персонала. Нельзя сказать, что всегда его хватало, но обычно это все решалось. В этом году вопрос для ресторанного бизнеса практически нерешаемый, потому что людей нет физически, и вопрос не в прибавлении зарплат, вопрос в отсутствии людей. Любая прибавка зарплаты перетаскивает людей из соседнего ресторана, не из других отраслей, потом там прибавляется, потом возвращается обратно. И у нас эта новая вводная — повышенный вход, на который еще сверху накладываются налоги, НДФЛ и страховые взносы, и рентабельность ресторанов очень сильно упала. При этом рестораны не смогли поднять цены пропорционально своим расходам, EBITDA где-то там внизу, и такого никогда не было. Декабрь неплохой. Это единственный месяц в году, который можно назвать хорошим. При этом как бы обычно стандартно сентябрь, октябрь, ноябрь считаются хорошими месяцами — это начал ресторанного сезона, а он начался только в декабре. Но я думаю, что это общая тенденция по ресторанному рынку, у всех прибыль гораздо ниже, а кто-то в нулях. Кто-то, к сожалению, вообще ушел из бизнеса. Чем отчасти вызвано еще падение выручки? Люди ушли из торговых центров. Очень много ресторанов находится в торговых центрах, и на сегодняшний день, с развитием онлайн-торговли, количество покупателей убавляется именно в торговых центрах, и рестораны там стоят полупустые. При этом аренды в торговых центрах остались старые, индексация каждый год происходит, аренда еще и растет, сотрудников надо содержать. Рестораны и фастфуд в торговых центрах убавил очень серьезно».
Владелец фитнес-студии SkFitness в Москве София Кованова:
«Этот год закончился достаточно положительно, мы работаем в стабильном режиме, как и прошлые года. Конечно, экономическая ситуация сейчас сложная, влияет и повышение цен, повышение аренды — это негативно сказывается на фитнесе и на любом бизнесе, наверное, потому что приходится перестраивать процессы и оптимизировать расходы, поднимать цены или снижать. Но не могу сказать, что сильный спад по деньгам или по людям произошел именно в этом году. Конечно, в декабре произошло небольшое снижение, но это связано скорее всего с декабрем, так обычно происходит каждый год. По поводу финансов не могу сказать, что произошло сильное снижение, в целом как и прошлые года. Слава Богу, за восемь лет работы мы уже привыкли к неким изменениям, которые нужно активно внедрять, и поэтому можно сказать, что фитнес-клубы оптимизировались, работают в режиме, когда может что-то пойти не так. По поводу следующего года — есть планы на адаптацию, потому что произошло увеличение аренды, произошло увеличение цен вообще в принципе, конечно нужно переигрывать. Скорее всего в следующем году прибыль будет меньше, у нас услуги тоже будет дорожать. Они уже подорожали, но мы подняли ненамного, потому что если поднять настолько же, сколько нам подняли, то никто не будет ходить».
Накануне S&P Global сообщил, что индекс деловой активности PMI в обрабатывающих отраслях России снизился впервые за два месяца.
Свежие комментарии