
Обязанность проверять партнеров и карточки товаров появится у маркетплейсов с 1 октября 2026 года. Юрлица при регистрации на платформе должны будут предоставить свой ИНН, юридический адрес и другие данные. Особому контролю подвергнутся БАДы, агрохимикаты, медицинские изделия и лекарства
Продавцов и товары на маркетплейсах хотят проверять по единым правилам, которые предлагает Минэк.
Как пишет Forbes, механизм такой проверки министерство обсуждало с представителями цифровых платформ.Обязанность проверять партнеров и карточки товаров появится у маркетплейсов с 1 октября следующего года. Об этом говорится в принятом летом законе о регулировании платформенной экономики.
Предполагается, что юрлица при регистрации на платформе должны будут предоставить свой ИНН, юридический адрес и другие данные. Будет алгоритм и для проверки иностранных продавцов, а маркетплейсы будут сверять данные с госреестрами.
Карточки товаров тоже будут проходить процедуры проверки, например, сведений о продукции, которая должна сертифицироваться, о маркировке товаров. Особому контролю подвергнутся БАДы, агрохимикаты, медицинские изделия и лекарства.
Бизнес ФМ спросила у представителей бизнеса, работающих на маркетплейсах, как они относятся к этой идее.
Директор по маркетингу и дилерским продажам производителя спецодежды Brodeks Константин Беляев
«Сейчас Минэк говорит о проверке продавцов и карточек товаров, но пока это звучит довольно обобщенно. На самом деле, должна быть четкая цепочка подтверждения подлинности товара. В этой цепочке участвует владелец бренда, компания, которая несет ответственность за сертификацию, сам продукт, и уже после этого продавцы, которых бренд сам уполномочил.
Бренд на платформе подтверждает, что конкретный селлер имеет право продавать от его имени. Тогда цепочка выстраивается: бренд-продавец-сертификат-покупатель. Пока этого механизма нет, мы не можем до конца гарантировать, что товар действительно оригинальный. Сейчас бренды вынуждены вручную отслеживать подделки и писать жалобы, которые не всегда быстро рассматриваются, а фейки при этом продаются и бьют по репутации. Если ввести эту систему подтверждения, выиграют все: бренды, потому что исчезнет контрафакт; государство, потому что получит налоги, которые сейчас теряет, до 70% оборота по теневым продажам; покупатель, потому что получает гарантию подлинности».***
Директор компании — производителя интим-товаров LoveMachines.ru Сергей Иванов
«Сейчас развелось очень много компаний, которые за несколько десятков тысяч рублей могут выдать любой сертификат, любую декларацию на любой товар, который был завезен откуда-то, сделан кем-то непонятно где, в каких условиях. И вот в части, например, проверок и защиты населения я вижу, что упоминаются БАДы в этом законопроекте, потому что я, как специалист с 23-летним стажем в этой индустрии, в шоке, когда вижу на площадках, какое количество различных БАДов для мужского и женского здоровья сейчас продаются. Я отлично понимаю, что 90% этих БАДов — это просто плацебо, не работающее, а в худшем случае еще и приносящее какой-то вред организму. Поэтому я только за эту проверку, но хорошо, если она будет действительно какая-то платформенная, автоматическая, потому что то, что делают сейчас маркетплейсы — это кто в лес, кто по дрова, нет четкого регламента. И здорово было бы, если бы были какие-то базы, реестры, куда производитель или импортер этот товар со всеми документами заносил, а маркетплейсы просто сверяли свою информацию на площадке с этими базами, то есть чтобы эти базы были подведомственны государству, и никто туда мимо нормативов не мог ничего внести».
***
Селлер на маркетплейсах, занимающийся продажей школьных товаров, Павел Литвак
«Есть большой риск задушить малый бизнес, потому что на словах обычно это автоматизация, а на деле селлеру придется грузить десятки документов, обновлять их в ручном режиме, следить за сроками действия сертификатов. И тот, кто не справился, сразу же будет подвержен блокировке. Это особенно опасно для таких категорий, как самозанятые, как микропредприниматели: они не тянут такую нагрузку, потому что часто одни в этом бизнесе, у них нет больших штатов, нет выделенных сотрудников под это. Если эти правила не будут как-то адаптированы, то 2026 год станет годом исхода малого бизнеса с маркетплейсов, потому что они это не вывезут».
Сейчас маркетплейсы и так проверяют информацию о партнерах и товарах, но единого алгоритма у них нет. У каждой площадки — свои требования при проверке товаров. Где-то требуют целый пакет документов, а где-то — ограничиваются галочкой «подтверждаю»
Вот что заявил Бизнес ФМ руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев:
Александр Васильев руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon «Мы постоянно работаем над тем, чтобы взаимодействие с нашей платформой было безопасно для наших партнеров и покупателей. Для этого мы улучшаем собственные механизмы антифрода, а также развиваем отраслевые меры по борьбе с мошенничеством. Сейчас на базе Минэкономразвития России мы участвуем в обсуждении единых правил проверки продавцов и карточек товаров для того, чтобы защитить наших партнеров и клиентов».
Сейчас решается, какие сведения должны будут предоставлять продавцы, и какой функционал должны обеспечить сами платформы, рассказал Forbes директор департамента цифрового развития Минэка Владимир Волошин.
По его словам, «было много разговоров о формальных проверках товаров у продавцов. Спросили, и продавец ответил, что все хорошо. У вас все настоящее? Да, у меня все настоящее». По его словам, нужно, чтобы проверка велась не вручную, а системно и автоматически, потому что речь идет о проверке десятков и сотен миллионов карточек товаров.
Свежие комментарии