На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 758 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Напоминаю политикам Запада,что они не на Украину работать должны,а на своих избирателей!Путин поручил утв...
  • Eduard
    Вообще когда политика вмешивается в экономику это незаконно!Путин поручил утв...
  • Eduard
    Войны были всегда,но такого цырка никогда! Сколько США не вторгались,но ни одна фирма из США в знак протеста не уехала!Путин поручил утв...

Книжные магазины теряют рынок из-за маркетплейсов

В 2023 году маркетплейсы заняли более 50% продаж книг, тогда как доля книжных магазинов упала до 38%. Цены на онлайн-площадках значительно дешевле. Почему маркетплейсы могут позволить себе демпинговать и чего ожидать в будущем?


Ассоциация книгораспространителей обратилась в ФАС с жалобой на искусственное занижение цен онлайн-площадками, пишет «Коммерсантъ». В отрасли отмечают, что это не только подрывает конкурентную среду, но и ставит под угрозу существование тысяч книжных магазинов.

По данным Минцифры, по итогам прошлого года больше половины от всего объема продаж книг пришлось на маркетплейсы, на книжную розницу же — только 38%. Раньше это соотношение было 40% на 60%. Серьезно изменил паттерн поведения покупателей ковид. С 2019-го по прошлый год доля книжных магазинов в продажах упала на почти 30%, в то время как онлайн-площадки увеличили свою долю более чем на треть. Маркетплейсы платят существенно меньше налогов, чем традиционная розница. Из-за этого у последних продажи падают как в деньгах, так и в количестве товаров.

Только за прошлый год было закрыто 220 книжных магазинов, а это почти 10%. И динамика с каждым годом только растет. Если ситуация не изменится, то в этом и следующем годах есть риск массовых закрытий книжной розницы.

За последние два с половиной года стоимость книг ощутимо выросла. И замедление не прогнозируется. Это, по словам отрасли, обосновано: помимо налогов, ежегодно растут цены на типографские расходы и аренду. Также есть определенные проблемы с правами, за которые сейчас достаточно сложно платить, особенно если речь идет о правах из недружественных стран.

Разница в ценах между оффлайном и онлайн-площадками в среднем составляет 30%, а во время акций может доходить до 50–70%. Продолжает совладелец книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов:

Михаил Иванов совладелец книжного магазина «Подписные издания» «Цены на некоторые книги дешевле, чем наши закупочные цены у поставщиков. Издательство ссылается на то, что якобы они могут повышать цены на маркетплейсе очень медленно и будто бы существуют механизмы и барьеры, которые не позволяют это делать единомоментно, а если цены повышаются, то включаются механизмы, которые не позволяют этого сделать. Что мы видим? Приходят, например, читатели на встречи с писателями, мы вкладываем в это деньги, договариваемся с издательствами, но они уже приходят с купленными на маркетплейсах книгами, и мы, соответственно, не получаем этой выручки. Также часто человек приходит в книжный магазин, выбирает красивые книги и тут же кладет их в корзину своего телефона на каком-то из маркетплейсов, поэтому ситуация действительно ужасающая, рынок не растет, трафик в книжные магазины падает, и мы не считаем, что данная конкуренция является честной и прозрачной».

Сейчас для того чтобы розничный магазин мог соответствовать ценам маркетплейсов или хотя бы приблизиться к ним, он должен торговать в ноль, говорят в отрасли. Оффлайн-книжные регулярно проводят акции на книги или применяют скидку при самовывозе, чтобы как-то привлечь покупателей.

Маркетплейсы же могут самостоятельно устанавливать большие скидки и не всегда согласовывать их с продавцом. Особенно это чувствуется в период ноябрьских распродаж. О нюансах ценового дисбаланса рассказывает руководитель агентства «Энилекс» Владимир Блохин:

Владимир Блохин руководитель агентства «Энилекс» «Маркетплейсы за последнее время, особенно это характерно для Ozon, дико увеличили расходы внутри площадки — от 40-50% на рекламу, логистику, комиссию маркетплейса. И для того, чтобы они как бы компенсировали это, чтобы селлеры могли существовать, они за счет скидок за свой счет якобы как раз-таки и могут занижать цену. Например, товар хотите за 1000 рублей продать, а маркетплейс его будет продавать за 700 рублей, а с той тысячи будет уже взыскивать комиссию логистики То есть это просто смягчение на будущее. Если смотреть на годы вперед, скорее всего, объем дисбаланса будет снижаться. Продавцам придется повышать цены на товары, чтобы оставаться на маркетплейсе. Невозможно не повышать цены, когда 40-60% от розничной цены забирает себе маркетплейс».

По мнению представителей отрасли, регулирование со стороны ФАС такого рода скидок на маркетплейсах и барьеров для издательств помочь может. Совладелец книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов, помимо этого, предлагает снизить налоговую нагрузку на малый и средний книжный бизнес по аналогии с ресторанной отраслью. А именно обнулить НДС для всех предприятий с выручкой до 2 млрд рублей в год.

 

Ссылка на первоисточник
наверх