По его словам, именно в этом заключается суть технологического суверенитета
Первый заместитель генерального директора IT-холдинга «Т1» Дмитрий Харитонов в интервью BFM.ru рассказал об итогах прошлого года в отрасли, ожиданиях на этот год и о трендах, на которые ориентируются крупнейшие игроки российского IT-рынка.
Если говорить про 2024 год, возникает впечатление, что российский бизнес уже приспособился к изменившимся условиям. Все знают, как жить и работать в этой новой реальности. Тем не менее каким стал прошлый год для IT-отрасли в целом и для Т1 в частности?
Дмитрий Харитонов: Для нас прошедший год был крайне интенсивным: объем наших проектов, в том числе связанных с импортозамещением, был просто поразительным. Мы росли по части производства софта, в области поставок решений. Более того, мы сами производили миграцию ключевых информационных систем наших клиентов на собственный софт в ходе импортозамещения. Кажется, это был самый тяжелый этап, потому что такая миграция должна проходить без остановки бизнеса, нисколько не влияя на пользователей. И неважно, о каких именно пользователях мы тут говорим: и физлица, и крупные корпорации хотят, чтобы привычные приложения работали без «глюков», то есть любое изменение должно внедряться без влияния на работу сервиса и без его остановки. Эта часть работ потребовала от нас массы внимания, концентрации и сил. В итоге мы, конечно, выросли и сделали это на 29% по сравнению с прошлым годом. При этом общие цифры отрасли находятся на отметке в 22-23%, то есть мы росли быстрее среднерыночных показателей.
Резюмируя, могу сказать, что год не был легким, но при этом оказался очень результативным.
На каких ключевых областях было сконцентрировано внимание Т1 в прошлом году? И как это помогло холдингу сохранить устойчивость?
Дмитрий Харитонов: Довольно много проектов мы реализовали для клиентов из финансовой сферы. Немало усилий в прошлом году вложили в развитие нашей ФинПлатформы Т1. Мы активно занимались импортозамещением core-banking в контуре ВТБ как раз на базе этого большого продукта. Эта сложнейшая операция, над которой усиленно работали десятки команд, завершилась успешно. Дальше мы будем развивать это направление.
Компания также развивала такие направления, как промышленная автоматизация, обеспечение защищенности контура, улучшение программных комплексов для корпоративной работы. По факту это довольно далекие друг от друга направления, но в этом-то и заключается залог нашего успеха. Мы — крупный и многопрофильный холдинг, который может подключать к проекту разные бизнес-единицы и центры компетенций, когда это необходимо: будь то работа на инфраструктуре или проекты, связанные с внедрением софта или его техническим сопровождением — ресурсы для проектов разного рода есть в Т1. Именно это позволяет нам вовремя подставлять клиенту «правильное плечо» и помогает нам справляться с самыми сложными и амбициозными проектами.
Каким вы видите развитие Т1 в среднесрочной перспективе?
Дмитрий Харитонов: Мы утвердили стратегию развития Т1 на три года и планируем сфокусироваться на нескольких важных направлениях. Первое — это развитие вертикально-интегрированной структуры. Мы продолжим разработку собственного ПО, но при этом выходим на новый уровень — начинаем производство программно-аппаратных комплексов, включая промышленное оборудование и системы АСУ ТП. Если в прошлом году мы представили «СИЛАРОН» как опытный образец, то в этом году планируем запустить его в серийное производство.
Также мы планируем начать выпуск собственного «железа». При этом поставки по-прежнему останутся важной частью нашего бизнеса: ассортимент оборудования, которое мы поставляем, тоже расширится — например, появятся датчики для промышленной автоматизации и другое сопутствующее «железо», необходимое для реализации производственных проектов.
Еще одно направление — развитие отраслевых центров компетенций в сфере медицины и ретейла. И, конечно, мы продолжим технически сопровождать все, что создаем и поставляем в периметр клиента. Это крайне важно, чтобы замкнуть цепочку создания ценности и обеспечить комплексный подход. Благодаря этому мы можем гарантировать своему клиенту полный цикл работ и реализацию инфраструктурных проектов любого масштаба.
Можете ли чуть подробнее рассказать про программно-аппаратные комплексы?
Дмитрий Харитонов: Т1 обладает глубокой экспертизой в сфере промышленности — в части создания ПО. Исторически мы занимались оценкой тепловых нагрузок на элементы микросхем, моделировали такие процессы на математическом уровне. Эту консолидированную экспертизу сконцентрировали в ПО для мультидисциплинарного инженерного анализа, которое позволяет существенно ускорить этапы проектирования и ввода изделий в эксплуатацию.
А старт работ над ПАКом — это совершенно новая область в той сфере, в которой мы работаем уже давно. Программно-аппаратный комплекс «СИЛАРОН» предназначен для считывания показаний с датчиков производственных систем и мониторинга состояния производства. Ранее системы АСУ ТП в основном строились на западных решениях, мы же год назад разработали свой собственный опытный образец, увидели к нему интерес со стороны рынка и сейчас запускаем промышленное производство. Это будет полностью отечественное устройство: наша аппаратная часть и наше же программное обеспечение. Таким образом, мы выходим в новое для себя направление импортозамещения — в сегмент промышленных систем.
Т1 планирует запустить производство ПАКа на территории России в этом году?
Дмитрий Харитонов: Да. Один из будущих проектов — производство российских устройств самообслуживания для финансового сектора в партнерстве с компанией ЛАНИТ. У Т1 есть подтвержденная экспертиза в части разработки ПО, но аппаратное производство ранее в нашу зону фокуса не входило. Здесь опыт партнера позволит нам реализовать проект на высоком уровне. Другой важный проект для нас — это производство реестровых серверов. Его реализацию мы так же осуществляем вместе с партнерами.
Можно ли говорить, что новая стратегия Т1 полностью отвечает сегодняшним реалиям?
Дмитрий Харитонов: Мы видим, что стратегические приоритеты, на которые мы сделали ставку в 2024 году, оправдали себя. Ряд выбранных нами направлений подтвердили свою востребованность, и мы продолжим их развивать.
Один из примеров — наше участие в разработке и производстве касс самообслуживания для сети магазинов «Магнит». Сегодня такие решения активно внедряются по всей стране, и их распространение легко объяснимо: в условиях дефицита персонала кассы самообслуживания становятся логичным шагом в развитии ритейл-индустрии. Мы также видим растущий спрос на банкоматы и платежные терминалы: сегодня на российском рынке практически отсутствуют локальные решения и в основном используются адаптированные китайские устройства. Это открытая ниша, в которую мы намерены заходить со своим продуктом. В целом мы видим устойчивый интерес к нашему продуктовому портфелю, поэтому продолжаем расширять линейку и добавлять в нее те решения, которые сегодня не закрыты рынком, но востребованы. Это касается, в частности инженерного анализа, промышленной автоматизации и решений в области MedTech— например, устройств для предрейсовых медицинских осмотров, которые особенно актуальны для логистических компаний. Таким образом, мы проводим системную диверсификацию: входим в новые индустрии, укрепляем в них свои позиции и, как результат, сбалансировано развиваем наш продуктовый портфель.
Насколько динамичен сейчас российский IT-рынок?
Дмитрий Харитонов: Действительно рынок развивается с большой скоростью, однако очевидно, что тот всплеск активности, который мы наблюдали в 2024 году, вряд ли сохранит прежние темпы. Однако сам вектор развития останется неизменным: рынок продолжит расти, и, по нашим оценкам, показатели по-прежнему будут выражаться двузначными цифрами. Существенная часть задач в области импортозамещения уже реализована, однако этот вопрос не утратил своей актуальности. Впереди — второй этап: компании, на которые не распространяются жесткие регуляторные требования, будут переходить на отечественные решения. При этом и в госсекторе еще остается значительный объем нерешенных вопросов. Со своей стороны мы продолжим развитие нашей «ФинПлатформы Т1». Объем предстоящей работы остается большим, но мы настроены на стабильное движение вперед.
На какие тренды сейчас ориентируется Т1 в отрасли? Например, в прошлом году много говорили о кадровом голоде в IT-сфере. А что происходит в этом году?
Дмитрий Харитонов: Последние два десятилетия остается актуальной проблема дефицита квалифицированных кадров. Внешняя конъюнктура и рыночные условия меняются, однако ожидать, ослабления кадрового голода в обозримом будущем не приходится. В то же время появляются и обнадеживающие тенденции: компании начинают иначе подходить к вопросу формирования команд. Вместо того, чтобы просто искать специалистов на открытом рынке, компании все чаще делают ставку на развитие внутренних сотрудников. Мы начали активно работать в этом направлении год назад, запустив собственные инициативы, направленные на работу молодежью. В их числе — открытые школы, образовательные интенсивы, программы стажировок для студентов, а также летний IT-лагерь и собственная конференция для популяризации инженерного дела «Импульс Т1». В этом году мы подошли к кадровому вопросу еще более системно. Усиливаем взаимодействие с ведущими вузами и инженерными школами страны, такими как МАИ, МГТУ им. Баумана, Финансовый университет при Правительстве РФ, УрФУ, СПбГУТ и ряд других. Мы работаем с ведущими вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Рязани. Это позволяет нам создавать своего рода хабы за пределами столицы, чтобы сконцентрировать усилия на формировании устойчивого инженерного сообщества страны и, как следствие, собственном росте. Таким образом, наша стратегия развития талантов строится вокруг двух тесно взаимосвязанных направлений: системной работы с образовательными учреждениями и поддержки нашего регионального развития.
Рассматривает ли Т1 сценарий, при котором внешние условия для российской IT-отрасли существенно изменятся в результате, например, частичного ослабления санкций? И, соответственно, если это произойдет, как это может повлиять на отрасль?
Дмитрий Харитонов: История и экономика цикличны: периоды открытых возможностей сменяются фазами сдержанности, а затем появляются новые возможности. Мы это понимаем и осознаем, что внешние условия могут измениться в любой момент. Сейчас уже, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений посыл о том, что IT-системы, которые действительно важны для нашей экономики, бизнеса крупных компаний и государства, должны быть контролируемы нами. Именно в этом заключается суть технологического суверенитета — и такой подход останется неизменным. А это означает, в первую очередь, самостоятельную разработку программного обеспечения, его развитие и сопровождение. Если же внешняя ситуация получит новый виток развития, и на рынок вернется ряд зарубежных компаний, то это всего лишь сделает отечественную бизнес-среду более конкурентной, а значит, и более зрелой в перспективе. Тогда российские продукты, в том числе наши, окажутся в условиях прямого соперничества с мировыми. И это, на мой взгляд, позитивный сценарий: на рынке останутся сильнейшие. В долгосрочной перспективе это только укрепит бизнес-среду и повысит качество имеющихся технологических решений.
В заключение — о планах T1 на 2025 год.
Дмитрий Харитонов: У нас масштабные планы. В их числе — развитие производственной базы, расширение продуктовой линейки и запуск производства собственного оборудования. Будем проводить большую работу над внутренней эффективностью, в том числе за счет внедрения современных технологий, таких как искусственный интеллект. Мы переходим от простого «делать лучше» к использованию машинного обучения для автоматизации процессов: генерации кода, создания автотестов и поддержки команд разработки. Это позволит нам перейти от линейного роста к качественному технологическому скачку, и мы рассчитываем на серьезные результаты в этом направлении.
Как я уже упоминал, одной из приоритетных задач остается работа с регионами. Мы запустили обширную программу сотрудничества с университетами — и речь идет не только об образовательных инициативах. В рамках этого направления появляются и полноценные бизнес-проекты. Например, с МФТИ мы уже открыли совместное предприятие «Квантовые оптимизационные решения», и таких партнерств становится все больше. Это как раз тот случай, когда академическое взаимодействие постепенно трансформируется в полноценное деловое сотрудничество.
Кроме того, фокус Т1 будет по-прежнему направлен на работу с молодежью. Наша задача — не просто нанимать специалистов, а формировать кадры будущего, создавая вокруг себя сильное профессиональное ИТ-сообщество. Мы искренне верим, что все эти шаги помогут нам приблизиться к нашей стратегической цели — стать компанией, решающей важные задачи крупного бизнеса, государства и наших сотрудников.
Свежие комментарии