Он также отметил, что США добились большого прогресса в украинском вопросе и точно договорятся о прекращении огня в Черном море с Россией и Украиной
Обновлено в 14:30
Россия, вероятно, тянет время и не подписывает соглашение, добиваясь лучших условий сделки, хотя в целом хочет положить конец конфликту.
Такую оценку договоренностям, достигнутым в начале недели в Эр-Рияде, дал Дональд Трамп.Он отметил, что США добились большого прогресса в украинском вопросе, ведут углубленные переговоры с Россией и Украиной, и они продвигаются гладко. Россия и Украина договорятся о прекращении огня в Черном море, заключил Трамп.
Из первых осязаемых договоренностей накануне Москва представила согласованный с Вашингтоном перечень российских и украинских объектов, которые попадают под действие временного моратория на удары по энергосистеме. Он действует 30 дней с 18 марта. Это НПЗ, нефте- и газопроводы, а также их хранилища, вырабатывающая и передающая электричество инфраструктура, атомные электростанции и дамбы ГЭС.
В случае нарушения моратория одной из сторон другая сторона вправе считать себя свободной от обязательств по его соблюдению, отметили в Кремле. Условия, выдвинутые Москвой для реализации договоренности с США о «Черноморской инициативе», повторяют те, которые существовали в прежней редакции этой сделки, но не выполнялись, заявил журналистам Дмитрий Песков.
И Москва, и Вашингтон дают друг другу большое пространство для договоренностей, считает эксперт Российского совета по международным делам, автор телеграм-проекта «Внешпол» Алексей Наумов:
Алексей Наумов эксперт Российского совета по международным делам, автор телеграм-проекта «Внешпол» «Я бы не придавал излишнего значения словам Трампа о том, что Россия может тянуть время. Отвечая на вопрос корреспондента, он сказал: «Ну, да, может быть, тянут время», но в конце этого ответа сказал: «Но я думаю, что Россия хочет все-таки заключения этой сделки, как и Владимир Зеленский». Поэтому здесь нет глобального изменения позиции или картины со стороны американской администрации и лично Трампа. Что касается формальных договоренностей, то да, мы видим, что Москва, видя конструктивный настрой администрации Трампа, дает ей второй шанс. То есть тот шанс, который был дан администрации Байдена, был провален, администрации Трампа этот шанс дается, но Россия требует конкретных шагов, прежде чем она сама пойдет на какие-то односторонние уступки. То есть в российском заявлении это очень четко обозначено, что необходимо переподключение Россельхозбанка к SWIFT, помощь России в возвращении на рынки продовольствия и удобрений, а если таковые шаги будут предприняты, в соответствии с принципом «доверяй, но проверяй», Россия готова пойти на дальнейшие мирные инициативы, в частности прекращение огня в Черном море. Что касается срока действия перемирия, Россия считает его действующим с 18 марта, Украина считает его действующим с 25 марта, с момента публикации американского заявления, но здесь на самом деле стороны могут прийти к какому-то взаимопониманию при американском посредничестве. Я думаю, что сейчас мы увидим, по крайней мере, первые шаги к тому, чтобы это перемирие состоялось, но для перемирия нужны двое. Поэтому я думаю, что пока есть некий оптимистичный импульс, и в ближайшие дни мы увидим, в какую сторону ситуация пойдет — или в сторону какого-то улучшения, для которого пока есть основания, для этого улучшения американцы должны выполнить свою часть сделки, — или в сторону дальнейшего сползания к конфликту и эскалации».
Разведка США опубликовала отчет, где пришла к выводу, что Россия в прошлом году захватила инициативу на фронте и может добиться уступок в переговорах, хотя и не сможет добиться выполнения всех своих условий. Конфликт, по этой оценке, идет на истощение и играет на пользу России, что «приведет к постепенному, но устойчивому ослаблению позиций Киева на поле боя независимо от любых попыток США или союзников навязать Москве новые и более высокие издержки». В США заявляют, что России пока удается набирать достаточно новобранцев и она сможет сохранять преимущество над Украиной в огневой мощи.
Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев:
— Опубликованные данные разведки США не вызывают удивления, мы об этом без всякой разведки говорили уже давно, как минимум начиная с прошлого года. Очевидно, что, несмотря на медленные темпы наступления, у России больший рычаг военно-политического давления и преимущество на поле боя. И в этом противостоянии на истощение преимущество у российской стороны, даже несмотря на активную поддержку Украины и в финансовом, и в военном плане со стороны США и их союзников. Поэтому, конечно, Киев в эти переговоры вступает не в лучшей форме, а Россия в них участвует с позиции сильной стороны. Поэтому мы видим вполне уязвимую позицию и Зеленского, и Украины в этих переговорах, особенно на фоне наметившегося интереса со стороны США этот конфликт завершить. Что касается обвинений в манипуляциях, это тоже нормально, удивляться этому не нужно, украинская дипломатия будет искать какие-то пути набрать себе политические очки и через подобные заявления тоже.
— Что касается заявлений по данным разведки, насколько они призваны повлиять на позицию Зеленского и какой реакции ждут от сторон?
— То, что это произносится устами разведки, говорит о том, что к подобным заявлениям с американской стороны надо относиться серьезно, то есть это не просто какая-то экспертиза, это государственная структура, секретная, серьезная, такие заявления делает, и значит, эти заявления разделяет и правительство США. Поэтому определенный политический контекст, конечно, здесь есть, и он, как мне кажется, не совсем приятен для киевского руководства.
В интервью Первому каналу глава МИД Сергей Лавров заявил, что США и Россия обсуждают восстановление «Северных потоков». Во всяком случае, ведется диалог по этому вопросу. Лавров отметил, что интерес восстановить нормальную энергообеспеченность Европы принадлежит не только США и России. Он также обратил внимание, что европейские лидеры, говорившие о недопустимости перемирия на Украине, резко поменяли свое мнение после заявлений Киева о согласии на 30-дневное прекращение огня. Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «С одной стороны, вырисовывается красивая конспирологическая версия относительно того, что Соединенные Штаты сейчас пытаются получить контроль над газотранспортной инфраструктурой, которая ведет в Европу, и тем самым усилить свое влияние в Европейском союзе. Параллельно на самом деле есть и другой сюжет, который у нас по понятным причинам гораздо менее охвачен вниманием: дело в том, что, помимо «Северного потока», интересный сюжет развивается с южным газовым коридором, где американские инвестиционные компании продолжают процедуру выкупа довольно крупной доли и в газопроводе TANAP, и в газопроводе TAP, которые проводят азербайджанский газ на территорию Турции и далее в Европейский союз. И есть соблазн связать эту южную историю с северной. Если по второму «Северному потоку» говорить, там пять европейских компаний, они не смогли быть акционерами в свое время из-за решения антимонопольных служб Польши, но кредитовали строительство «Северного потока — 2», и получается, что у оператора есть перед ними финансовые обязательства, и технически компании могут банкротить и выставить на торги, дальше могут интересные сделки совершаться. Так что вроде бы такая стройная картинка получается: американцы сами взорвали, а теперь ведут активные переговоры по тому, чтобы самостоятельно контролировать газотранспортную инфраструктуру, которая ведет и российский газ, и не только российский газ в Европу. Кстати, сюда можно добавить и гипотетическую историю, например, с украинской газотранспортной системой. Я совершенно не удивлюсь, если Соединенные Штаты в периметр сделки с Украиной включат и газотранспортную систему. Появились же неожиданно атомные станции, почему бы не добавить украинскую ГТС. Уже все забыли, но в свое время Chevron, например, предлагал стать оператором украинской ГТС, так что такого рода истории не являются новыми».
Дональд Трамп заявил, что Вашингтон изучает российские запросы по снятию санкций: речь идет о ряде условий, которые обозначила Россия для введения моратория на удары в Черном море. Среди в них, в частности, снятие санкций с Россельхозбанка и других финорганизаций, задействованных в торговле, а также их подключение к SWIFT и открытие необходимых счетов, снятие рестрикций с судов, задействованных компаний и на поставку необходимой сельхозтехники. Всего «пять или шесть условий», выдвинутых Россией, отметил Трамп.
Свежие комментарии