Что представляет собой препарат «Афотид», о котором российские СМИ пишут как об уникальном лекарстве, и почему Минпромторг судится с его разработчиком?
Суд подтвердил создание в России уникального препарата от рака. С такими заголовками вышли многие СМИ, ссылаясь на решение девятого Арбитражного апелляционного суда Москвы.
Он частично отменил решение другого суда первой инстанции, рассмотревшего иск Минпромторга к разработчику фармацевтической продукции, компании «Лина М».В 2024 году Минпромторг потребовал через суд расторгнуть контракт с фармацевтической компанией «Лина М», заключенный в 2014 году. Ведомство утверждало, что работы по контракту не выполнены. И суд принял соответствующее решение, которое, кстати, ни одна из сторон оспаривать не стала. А поводом для подачи апелляционной жалобы стали деньги: отметчик, то есть компания «Лина М», просил отменить решение о взыскании с него неосновательного обогащения и выплаты штрафа. Минпромторг, в свою очередь, хотел получить с компании проценты за пользование чужими денежными средствами.
Интересна сама компания, о которой идет речь. Зарегистрирована она в подмосковном Королеве, численность персонала — один человек, по данным «СПАРК-Интерфакс». Сведения о наличии у «Лина М» лабораторий или какой-либо исследовательской базы для разработки лекарственных препаратов отсутствуют.
Один из совладельцев компании — Круглый Борис Игоревич. По данным СМИ, это брат экс-сенатора Владимира Круглого. Редакции «Бизнес FM» удалось связаться с представительницей совладельца компании «Лина М». Она прислала нам видеозапись интервью Бориса Круглого, в котором он рассказывает про сам препарат «Афотид», но не комментирует судебные процессы. Вот фрагмент интервью:
Очень смелое заявление об эффективности полученного препарата, учитывая, что результатов клинических исследований, которые должны были завершиться еще в 2017 году, до сих пор нет. Именно это, как следует из материалов дела, и стало поводом для требования Минпромторга расторгнуть контракт с «Лина М».
О том, что известно о самом препарате и его испытаниях, рассказывает доктор медицинских наук, главный онколог «СМ-Клиника» Александр Серяков:
Александр Серяков доктор медицинских наук, главный онколог «СМ-Клиника» «Этот препарат на базе дактиномицина, есть такой противоопухолевый антибиотик, который используется во всем мире для лечения саркомы, рака яичка, при целом ряде других злокачественных новообразований. А отечественные разработчики на него нанизали белковую структуру, которая может способствовать лучшей доставке дактиномицина к опухолевым клеткам. Клинические исследования проводились или проводятся в семи центрах, из федеральных центров там нет ни Научно-исследовательского центра онкологии Блохина, ни Научно-исследовательского центра радиологии, есть только Научно-исследовательский институт имени Н. Н. Петрова в Санкт-Петербурге. Остальные центры частные, областные онкодиспансеры. Но результатов клинических испытаний я не видел».
При этом официальный представитель национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н. Н. Петрова сообщил «Бизнес FM», что испытания препарата «Афотид» там не проводились и не проводятся.
А теперь еще один интересный момент: разработчик этого препарата исполнял работы по госконтракту «Трансфер зарубежных разработок инновационного лекарственного средства для лечения онкологических заболеваний». И тут конечно, вопрос: насколько этот препарат является российским? Продолжает врач-онколог, кандидат медицинских наук Евгений Черемушкин:
Евгений Черемушкин врач-онколог, кандидат медицинских наук «Вот здесь все сказано. В «Трансфере зарубежных разработок инновационного лекарственного средства для лечения онкологических заболеваний» все сказано, это антрациклинового ряда препарат. Препарат устаревший, но его еще можно использовать. То, что это чужое, скопировано, стопроцентно. Шильдик они не очень пока отдраили — и все. Самое главное, идут вопросы о том, что надо возвращать деньги, суд это решает, и вдруг — вообще-то, препарат гениальный! 180 градусов — все обалдевают, челюсть отвисает. Как же? Денег нет, результатов нет, а препарат гениальный!»
Вся шумиха вокруг препарата «Афотид» началась после того, как государственные информагенства ТАСС и РИА Новости выпустили сообщения, что суд признал создание в России уникального препарата против рака. И приводили выдержки из его решения, где говорится, что «разработан препарат, не имеющий аналогов в мире, позволяющий лечить онкологические заболевания вне зависимости от стадии заболевания». Как это удалось установить апелляционному суду, остается неясным.
Кстати, представительница совладельца компании-разработчика сообщила «Бизнес FM»: «Открытие противоопухлевого препарата реально тянет на Нобелевскую премию». Не уточнив при этом, подана ли заявка в Нобелевский комитет.
На разработку уникального препарата было выделено 150 млн рублей, это стоимость госконтракта. Международные фармацевтические гиганты иногда тратят на разработку одного препарата миллиарды долларов.
Свежие комментарии