Правда, эксперты говорят, что его богатство, скорее всего, так и останется виртуальным. А если он попробует обналичить заработанное, дело может закончиться совсем не смешно. Невеселые философские мысли на некоторых наблюдателей наводит и сам факт возможности произошедшего
21-летний блогер из Белоруссии Илья Сецко под ником Nowkie в октябре 2024 года опубликовал ролик, в котором заявил, что хочет создать несуществующий банк и назвать его ФПИ Банк, где ФПИ расшифровывается как «Фуфелшмертц Пакость Инкорпорейтед».
Сецко создал логотип банка, разработал дизайн карт, запустил сайт и так далее. При этом он не скрывал, что все это пранк. На сайте оставил предупреждение, что сервис пародийный, что он ничего не продает и не пытается никого обмануть. Слоганы говорили сами за себя: «Ваши финансы никогда не будут в безопасности», «Неожиданные комиссии», «Исчезающие финансы, непредсказуемые списания — все это часть нашего сервиса». Карты получили названия «Финансовая ловушка» и «Пакости». В числе бизнес-партнеров были обозначены «компании, которые не доверяют банку», а в фальшивых отзывах — благодарность за постоянный минус на картах и все в таком духе.
Но видео про банк завирусились в TikTok, и на этой волне блогер, как он сам говорит, по приколу решил запустить для банка токен на блокчейне TON в Telegram. По признаниям Nowkie, на это он потратил 1900 долларов, но уже в первый день торгов капитализация токена достигла почти 14 тысяч долларов, а к вечеру 6 февраля по московскому времени капитализация банка составляла уже 48 млн долларов. Но есть нюансы, рассказывает член совета по законодательному регулированию криптовалют Госдумы РФ Михаил Успенский:
Михаил Успенский член совета по законодательному регулированию криптовалют Госдумы РФ «Проблема потешных монет заключается в том, что они быстро взлетают, но их очень сложно перевести в реальные деньги, потому что мало желающих их перекупить. Поэтому после резких взлетов чаще всего следуют очень жесткие падения. Достаточно даже посмотреть на токены Трампа и его жены — они практически на 90% просели. Поэтому это виртуальное богатство, которое числится исключительно в единичках и ноликах, и далеко не вся эта ликвидность может быть выведена в реальные деньги в реальном мире».
Это же касается и тех, кто успел выгодно купить мемкоин на старте, особенно если речь о больших объемах. Сам блогер утверждает, что ничего продавать не собирается, планирует пойти в этом приколе до конца и посмотреть, куда это его приведет. Но если попытка выйти в кеш все-таки состоится, то некоторые эксперты считают, что для Ильи Сецко это может закончиться уголовным делом. Причем не в одной стране.
В Белоруссии свои ограничения на рынке криптовалют, в США — свои. И, по словам юриста Александра Трещева, если хоть один американец заявит, что он пострадал от действий блогера, его начнут преследовать. Некоторые юристы считают, что, если дело на Сецко заведут в России, его попытки объяснить подписчикам, что все это лишь шутка, могут лишь утяжелить обвинение, так как следователь может увидеть в этом попытки, напротив, еще больше ввести потенциальных жертв в заблуждение. Парадокс в том, что по своей сути токен от блогера Nowkie ничем не отличается от других мемкоинов. За ними не стоит ничего. Они ничем не обеспечены. Источник капитализации всех мемкоинов — это только вера в их потенциал как инструмента для спекуляций или развлечения. От того же Trump Coin токен FPIBANK отличается только тем, что создатели первого оформляли все соответствующие документы перед запуском монеты, а белорусский блогер — нет. Поэтому первые не сядут, а второй — может.
Но почему люди, зная, что за мемкоином не стоит ничего, кроме пранка, все равно его покупают? Во-первых, эксперты убеждены, что в данном случае знали об этом далеко не все. Многие просто не вчитывались, не слушали, не вникали, а просто покупали что-то перспективное на хайпе, получив рекомендации от друзей, от других блогеров и так далее. Тот же Александр Трещев и вовсе не верит в естественную природу такой популярности этой монеты. Он уверен, что за раскруткой этого мемкоина стоит сеть промоутеров, а инвестиции в пиар токена он оценивает не в 1900 долларов, а минимум в миллион. А дальше работают невнимательность и алчность, считает собеседник «Бизнес FM»:
Александр Трещев юрист, сопредседатель Российской ассоциации криптовалют и блокчейна «Им рассказывают, что они на этом зарабатывают деньги, а многие из тех, кто вкладывает деньги, халявщики, считают, что пассивный способ и возможность зарабатывать деньги все еще существуют. Вы помните этот рынок, о котором уже забыли за год или два, — NFT, которая касалась искусства и прочего. И сколько было разговоров. Закончилось уголовными делами. То же самое, как и с многими проектами, связанными с Web3. По наивности, глупости, хитрости мы переоцениваем этот рынок, думаем, в него играют умные люди. Нет, это халявщики».
«Я не халявщик, я партнер», — сказал бы сегодня цифровой двойник Лени Голубкова, рекламируя запуск очередного МММ-коина.
Свежие комментарии