Агентство Bloomberg сообщило, что США на Мюнхенской конференции по безопасности в середине февраля обнародуют план по прекращению огня на Украине. Позднее специальный представитель президента США по Украине Кит Келлог опроверг эти данные. Политолог рассуждает о поступающих сигналах
Россия готова договариваться с США «в режиме жесткого торга» с учетом реалий на земле и национальных интересов, заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. По его словам, Москва расстроила планы прежней американской администрации во главе с Джо Байденом нанести ей «стратегическое поражение». «На фоне провала этого курса и смены администрации первый шаг к нормализации двусторонних отношений, имея в виду переговоры на основе принципов взаимного уважения и равноправия, должны сделать США», — заявил Рябков.
Ранее сообщалось, что команда Трампа может представить план по Украине на Мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет 14-16 февраля. Однако теперь ясно, что этого не произойдет. В Кремле, в свою очередь, сообщали, что пока не получали от Вашингтона предложений по урегулированию. Владимир Путин заявлял, что Россия никогда не отказывалась от диалога с США и всегда была готова поддерживать «ровные отношения сотрудничества». Основной целью урегулирования конфликта на Украине он называл «не краткое перемирие, не какую-то передышку», а «долгосрочный мир». Что происходит?
На днях пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков впервые подтвердил давно циркулирующие слухи о кулуарных контактах между Москвой и новой администрацией США. По словам Пескова, такие «контакты по урегулированию на Украине ведутся по линии отдельных ведомств, и в последнее время они интенсифицировались». Ранее сам Трамп несколько раз не только намекал на их наличие, но и отзывался о них довольно оптимистично. Представители российского МИД подхватили тему. Правда, замминистра Рябков, говоря о возможности «жесткого торга с США», ни словом не упомянул возможность переговоров непосредственно с Украиной. Зато посол РФ в Британии Андрей Келин заметил, что Москва как раз готова к «очень серьезному разговору» с Украиной, но не отходит от ранее занятой позиции. Впрочем, и Путин недавно говорил, что можно вести переговоры хоть и с Зеленским, просто подписывать с ним ничего Москва не будет, поскольку он нелегитимный ввиду истечения его президентского срока еще в прошлом году. При этом ни один из представителей России не признавал пока, что у Москвы есть какие-либо встречные предложения. Ни от США, ни, разумеется, от Киева.
В Киеве тоже опровергают наличие каких-либо «переговорных планов», по-прежнему придерживаясь плана Зеленского из 10 пунктов, который Москва еще в прошлом году категорически отвергла. Повторенные несколько раз Зеленским уверения, что в случае чего он готов к прямым переговорам с участием Путина, если другого варианта не будет, пока не вылились даже в отмену известного его же указа (сайт ведет на ресурс, заблокированный в РФ) осени 2022 года, такие переговоры запретившего. В связи с чем тот же Песков назвал подобные заявления украинского лидера «пустыми словами», притом что, по его словам, «динамика хода СВО весьма недвусмысленно говорит о том, что в первую очередь открытость и заинтересованность в таких переговорах должна демонстрироваться из Киева». Но в Киеве, видимо, считают иначе, полагая, что союзники Украину все равно не бросят.
Ходили слухи, что команда Трампа может представить проект плана урегулирования на Мюнхенской конференции по безопасности в середине февраля. Они не подтверждаются. Что косвенно может свидетельствовать о том, что Вашингтон хочет для начала прояснить переговорную позицию Москвы и пределы возможных компромиссов, которые как раз пытаются нащупывать в ходе закулисных контактов. Так что, по крайней мере ультиматума, который предложат принять Москве в Мюнхене, не будет. При этом спецпредставитель президента США по Украине Кит Келлог уже поспешил охладить снова высказанные из Киева ожидания, что Украина могла бы получить ядерное оружие, раз ее не принимают в НАТО, в качестве гарантии безопасности. Келлог заявил, что «если быть до конца честным», то ядерное оружие никогда не будет передано Украине. Что было и так понятно.
В Мюнхене Келлог предпримет консультации с союзниками по НАТО. Вашингтон не хочет единолично выступать с неким планом, а хочет разделить ответственность с Европой. Которая наверняка поставит вопрос о своем доступе к столу переговоров и внесет коррективы в американские представления о том, как надо добиваться мира. США не смогут с этим не считаться, поэтому рассчитывать на то, что весь комплекс связанных с Украиной проблем может быть разрешен на двусторонних переговорах Москвы и Вашингтона, было бы наивно.
Келлог намерен «обкатать» на союзниках такие ключевые положения ранее в общих чертах обрисованного им плана, как замораживание конфликта по линии фронта, подвешивание вопроса о статусе утраченных Украиной территорий, а также о параметрах гарантий безопасности Киеву. После такой дипломатической разведки Келлог отправится в Киев, а затем и в другие ключевые страны Евросоюза, чтобы выяснить пределы возможных компромиссов с этой стороны.
На фоне этих усилий официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в очередной раз
о неприемлемости для Москвы «заморозки конфликта или временного перемирия», поскольку они будут использованы Западом для укрепления военного потенциала ВСУ и, как она выразилась, «попыток военного реванша».Между тем в истории практически не было конфликтов, которые, если они не завершались однозначным разгромом и капитуляцией одной из сторон, сразу бы переходили от состояния войны к прочному миру, минуя стадию прекращения огня. Теоретически можно было представить такое перемирие, которое было бы дополнено, скажем, мораторием на поставки оружия Украине как первым шагом на пути к будущему нейтральному статусу. Но пока так вопрос никем не ставится. И в Москве ждут, до чего дозреет администрация Трампа на фоне имеющейся на сегодня динамики на поле боя.
Свежие комментарии