Цепочка передачи данных включает продавца, маркетплейс, формирующий чеки, и оператора фискальных данных (ОФД), отправляющего сведения в ФНС. Расхождения в цифрах местами достигают десятков миллионов рублей. И продавцы, и маркетплейсы, и налоговая уверены, что все посчитали правильно. На чьей стороне может быть ошибка?
У продавцов на маркетплейсах затребовали уточненные декларации. Налоговая считает, что прибыль селлеров гораздо выше, чем сообщают сами предприниматели. Проблемы, по словам бухгалтеров, начались только в эту декларационную кампанию.
В редакцию «Бизнес FM» обратилась бухгалтер Олеся, она работает с продавцами Wildberries, ведет документы индивидуальных предпринимателей. У нее около полусотни клиентов. За отчетный период по 2024 году Олесе пришло 15 требований от налоговых, из разных регионов. Инспекции, по ее словам, требуют уточнить декларации: налоговики считают, что выручка у селлеров гораздо выше, чем они заявляют:
«В большинстве этих требований была ссылка на данные АСК «ККТ», то есть налоговая смотрела данные, исходя из пробитых чеков. На все эти требования мы оперативно дали ответы, приложили все документы с площадки Wildberries, выкачанные за весь год. Часть инспекций, где-то процентов 80, удовлетворил этот ответ. Они сняли свои требования, а вот другую часть, например, инспекцию во Владимирской области, ответ не удовлетворил: Wildberries дал другие данные. Мы вам выставим акт. В устном разговоре с инспекцией они мне дали понять, что закрывать они просто так не собираются камеральную проверку, пока Wildberries не опровергнет свои данные. В требованиях была указана сумма расхождений, например, она составляла у меня 16 млн. Ни один нормальный бухгалтер такое количество миллионов не пропустит».
В цепочке передачи данных по продажам есть всего три участника — это продавец, маркетплейс, на котором селлер работает, и налоговая. Маркетплейс зачастую заключает с продавцом агентский договор и проводит все юридические действия за свою комиссию, в том числе формирует чеки о покупках и возвратах. Составляются чеки в облачных кассах, попадают к оператору фискальных платежей — и он отправляет данные в налоговую. Где-то на этой цепочке и возник сбой.
Представитель пресс-службы Ozon Алена Маслова говорит, что проблема не у них:
Алена Маслова представитель пресс-службы Ozon «Пока мы не получали таких обращений со стороны продавцов. Расхождения действительно могут возникать время от времени, обычно это связано с тем, что продавцы допустили какую-то ошибку при подаче налоговой информации. Но сейчас нет предпосылок к тому, чтобы это стало носить массовый характер».
В Wildberries&Russ объяснили всю цепочку формирования и отправки чеков. Комментирует представитель маркетплейса Дмитрий Борщевский:
Дмитрий Борщевский представитель маркетплейса «Wildberries оформляет чеки продажи и возврата в обязательном порядке по всем операциям, и эти данные учитываются оператором фискальных данных ОФД. В настоящее время покупатели могут увидеть чеки в своем профиле на Wildberries в разделе «Финансы», а также в приложении «Мои чеки онлайн». Важно, что Wildberries не является налоговым агентом для селлеров и не проводит системной передачи в ФНС объема их доходов. ФНС получает информацию о доходах налогоплательщиков из ОФД, а также из иных источников. Продавцы, в свою очередь, исчисляют свою налоговую базу самостоятельно на основе фактически совершенных продаж, в том числе отраженных в отчетах РВБ. Для корректного отражения налоговой базы в декларации необходимо включать в нее доход от продаж до вычета комиссии маркетплейса, в случае получения запроса от налоговых органов продавец, подавший верную информацию на основе отчета о продажах, всегда может подтвердить корректность данных, направив аргументированный ответ. Мы не наблюдаем массовых обращений со стороны продавцов по этой теме».
Налоговая получает данные о выручке продавцов не только на основании чеков, у нее есть и другие источники. В ФНС в ответе на запрос радиостанции подтвердили, что используют «инструменты перекрестного сопоставления сведений из деклараций с различными источниками данных, одним из которых являются кассовые чеки». За прошлый год, добавили в налоговой, «выявлено не более 5% налогоплательщиков, у которых в декларациях отражена выручка в меньшем размере, чем по сведениям онлайн-касс». Загвоздка в последних случаях, скорее всего, на стороне маркетплейсов, считает основатель компании Biznesinalogi Евгения Мемрук:
Евгения Мемрук основатель компании Biznesinalogi «Я думаю, что косяк, все-таки, на стороне маркетплейса, потому что налоговая работает с теми данными, которые ей передают. То есть, налоговая сравнивает данные по выпискам с данными, которые заявлены в декларации. Также операторы фискальных данных по умолчанию передают информацию по всем пробитым чекам, буквально с этого года. Также маркетплейсы начали передавать данные. И раз мы видим массовый сбой, значит, проблема именно на стороне маркетплейсов, они выгружают некорректные данные. Но я думаю, что здесь еще проблема может заключаться в том, что, например, не всегда корректно бьются возвраты. Сервер маркетплейса продает товар, от товара потом могут отказаться. Соответственно, нужно сформировать чек на возвратную операцию. И вот я думаю, что такие большие разрывы могли быть связаны с тем, что просто маркетплейс не пробивал в какие-то моменты возвратные чеки».
Как отмечают юристы, для продавцов на маркетплейсах такие расхождения в декларациях могут обернуться большими проблемами — и речь не только о доначислениях. К примеру, если налоговая на основании своих данных посчитает, что доход был выше порога в 60 млн рублей, селлер автоматически станет плательщиком по общей системе налогообложения — и прощай выгода от ИП. Поэтому следить за такими вещами надо особенно пристально.
Свежие комментарии