Bloomberg сообщает, что США представили в Париже союзникам Украины план урегулирования конфликта, включающий прекращение боев по текущей линии фронта, отказ от вступления Украины в НАТО и частичное снятие санкций с РФ. Детали не уточняются
Мирный план США может подразумевать смягчение санкций, признание территорий и отказ от НАТО. Детали американской инициативы, которую в четверг, 17 апреля, в Париже представили союзникам Украины, описывает Bloomberg.
По данным источников агентства, план подразумевает остановку боевых действий по существующей линии соприкосновения. Кроме того, Вашингтон предлагает странам НАТО полностью закрыть обсуждение вступления Украины в альянс, а России обещает некое смягчение экономических санкций. Подробностей не приводится.
Официального подтверждения информации нет, а сам Bloomberg отмечает необходимость согласования условий с Москвой и Киевом.
Опубликованные агентством условия анализирует политолог Георгий Бовт:
— До сих пор в Кремле воспринимали отрицательно, и всегда говорилось о том, что вот эти четыре области плюс Крым должны войти в состав РФ в административных границах, как они были в составе Украины. При этом почти полностью, на 99,8% контролируется Луганская область, а остальные три на 70% или чуть больше. То есть Москва настаивала на том фактически, чтобы ВСУ оставили те территории, которые еще не заняты российской армией. Если абстрагироваться от этой позиции и рассуждать чисто теоретически, то у включенных в конституцию областей не обозначены административные границы. Можно было бы дальше проводить процесс делимитации границ, но учитывая, что столицы двух областей Херсонской и Запорожской не контролируются российской армией — это сомнительный вариант решения вопроса на текущий момент для Москвы. Мне кажется, она будет настаивать на полной передаче этих областей в их в составе административных границ. Украина же вообще до сих пор и слышать не хотела ни о каком юридическом признании при любом раскладе. Со стороны Владимира Зеленского были намеки, что возможен торг по территориальному вопросу, но, во-первых, он говорит, что надо сначала добиться без всяких предварительных условий прекращения огня, а потом уже говорить о территориях. На что Москва тоже не пойдет, поскольку воспринимает это как передышку для ВСУ, которая выгодна Киеву, но не выгодна российской армии. А потом он говорит, что вообще территориальный вопрос — это красные линии, критикует Уиткоффа, который на эту тему рассуждает и так далее. То есть можно оказаться в ситуации, когда, прекратив огонь, потом годами ведешь бесплодные переговоры. Я напомню, что в июне прошлого года Владимир Путин ставил юридическое признание суверенитета России как предварительное условие для прекращения огня. Для того, чтобы эта позиция изменилась, нужны какие-то очень сильные аргументы, пока мы их не видим. Даже, если и представить себе отмену всех санкций, и то вероятность далеко не стопроцентная.
— Можно предполагать, насколько эти описанные условия отличаются от того, что обсуждали Путин и Уиткофф? Например, в публикации ничего не говорится о нейтральном статусе Украины, хотя Москва ранее называла это важным для себя условием.
— Я не думаю, что это условие снято. На текущий момент оно в общем не является таким горящим, потому что пока Трамп в Белом доме, пока в НАТО есть страны, которые противятся приему Украины — это не такой горящий вопрос. Впервые его поставили еще в 2008 году, и с тех пор он особо далеко никуда не продвинулся, и не факт, что продвинется и в ближайшие годы. Конечно такое максималистское требование Москвы заключается в том, чтобы этот вопрос был решен раз и навсегда на юридическом уровне, в договоре, еще где-то. В украинской конституции тогда надо этот пункт менять. Но на текущий момент — это, во-первых, не выглядит реалистичным, особенно смена украинской конституции, во-вторых, ну и не так, чтобы горит. Гораздо более практичный вопрос — это снятие требования на размещение европейских миротворцев — они это называют силы-гаранты, или силы уверенности, или подстраховки и так далее. И затем нужно выйти уже на более широкие переговоры с НАТО в целом о том, где, какое оружие размещается, где, какое оружие не размещается, какое отводится, сокращение вооружений, угрожающих сторонам и так далее. Это несколько более реалистичный процесс, и он как раз может быть запущен, но уже после прекращения огня.
— Сейчас, если сделки на таких условиях достичь не удается, каким образом может отреагировать США? Трамп и Рубио говорили, что рассчитывают получить ответ до конца недели, а если нет, то что?
— Они могут снизить свою активность на этом направлении. Не так, чтобы совсем забросить, но раз бесполезно — тогда колупайтесь сами. После чего вступает в дело конгресс, где уже есть два законопроекта о жестких санкциях, они будут приняты практически моментально, и никакое вето Трампа их не остановит, поскольку там подавляющим большинством, если не единогласно будут приняты эти два пакета, два законопроекта. Там и нефтяные санкции, и все остальное тоже. А Трамп скажет: ну, а что, я же старался, и вообще у меня с Путиным по-прежнему хорошие отношения, но видите, что делается, конгресс принимает, я ничего не могу сделать.
Накануне госсекретарь США Марко Рубио встречался с европейскими чиновниками в Париже, и сделал ряд заявлений по итогам переговоров. Как выразился глава госдепартамента, стороны обсуждали «контуры мира» и встреча была «очень позитивной». Дипломат добавил, что США поддерживали Украину три года, но теперь достигли точки, когда необходимо сфокусироваться на других приоритетах. По словам Рубио, если Вашингтон не увидит явных признаков прогресса в урегулировании, США прекратят быть посредником «в течение нескольких дней». Спецпосланник Трампа Уиткофф предположил, что российская сторона в рамках мирной сделки может получить «часть территорий, на которые претендует, но не все», пишет The Wall Street Journal.
Владимир Зеленский ранее утверждал, что Киев не готов обсуждать судьбу этих территорий до прекращения огня, и никогда не признает эти территории российскими. США могли бы выйти из мирного урегулирования по Украине по-разному, отмечают политологи. При самом оптимистичном для Украины варианте США оставят разведпомощь и уже согласованные поставки вооружений. Новых поставок не будет. Все продолжится так же, как и сейчас. Второй вариант — США уходят полностью, включая разведпомощь. Но пока оставляют систему Starlink, тем более что терминалы для Украины оплачивают поляки. Третий, самый негативный для Киева вариант — США уходят, и отключает все, включая Starlink. Потому что управление системой Илон Маск уже давно отдал американским военным.
Украинские военблогеры отмечают, что де-факто основным поставщиком оружия для обеих сторон сейчас выступает Китай. Потому что главный аргумент этого конфликта сейчас — беспилотники, а производятся они из китайских комплектующих. Тем не менее, отключение Starlink может быть критичным для Украины, поскольку без него дроны применять сложнее. Сам Зеленский ранее признавал, что главная угроза для Украины — отключение разведпомощи США.
Свежие комментарии