Речь идет о грузах, которые следуют в страны Евросоюза. По информации South China Morning Post, проблема возникла после ужесточения Москвой запрета на транзит товаров двойного назначения, который действует до конца 2025 года
Китайские экспортеры жалуются на изъятие товаров в России. Речь идет о грузах, которые идут транзитом в Евросоюз.
О задержках товаров сообщает South China Morning Post. Причина — в новых правилах вывоза товаров из РФ. В октябре прошлого года Россия расширила запрет на транзит товаров двойного назначения. Среди них — электродвигатели и генераторы, радионавигационная аппаратура. Китайские компании узнали об изменениях с опозданием в пару недель, и к этому времени, по данным газеты, российские власти уже задержали значительную часть китайских грузов.
Радиостанция «Бизнес FM» обратилась за комментарием в пресс-службу ФТС. Однако проблема действительно есть, о ее последствиях говорит исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский:
Кирилл Латинский исполнительный директор Transasia Logistics «Действительно, такая проблема есть. С ней столкнулось большое количество китайских экспортеров. И надо понимать, что это очень негативно отразится на взаимоотношении между двумя странами по той причине, что китайцы не совсем понимают, почему их товары, которые продаются в ЕС, проходя через территорию РФ подвергаются аресту. Большая доля общей загрузки РЖД с востока в сторону запада, к территории ЕС, приходилась на транзитные грузы, которые идут из Китая в ЕС через территорию РФ. Теперь китайцы просто будут больше перевозить грузы, минуя РФ, а именно, через Транскаспийский международный транспортный коридор. По поводу решений вопросов с конфискованными грузами, если российские власти будут каким-либо образом затягивать вопрос с возвратом конфискованного груза и максимально быстрым урегулированием этих ситуаций, то это так же будет оказывать негативное влияние на взаимоотношения между двумя странами. Еще очень важно, что по итогам 2024 года загрузка РЖД очень существенно сократилась, и РЖД довольно серьезно просело по прибыли. И в таком режиме, когда мощности железной дороги и так недозагружены, происходят подобные вещи с транзитными грузами — ну, это не очень хорошо».
По информации South China Morning Post, задержки коснулись тысяч контейнеров, отправляемых из Китая в Европу. Всего по железной дороге, которая пересекает Россию на пути на европейский рынок, проходит около 80 тысяч TEU (эквивалент 20-футовому контейнеру) ежемесячно.
Впрочем, как считает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло объемы «застрявших» в России транзитных грузов немного преувеличены:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Мне кажется, эта тема больше политизированная, нежели реальная, то есть не имеет реальные фактические причины. Россия действительно вводила некоторые экспортные ограничения на вывоз товаров со своей территории, но для таких товаров из Китая в Европу — это транзит, а не реэкспорт либо импорт, а потом экспорт. Это первое. Второе — уже с 2023 года транзит по территории РФ в Европу не просто значительно, а в разы сократился по сравнению с предыдущими годами. Китай в принципе переориентировал потоки на страны Центральной Азии, в том числе на Казахстан. За последние, например, три года ТМТМ — это Транскаспийский международный транспортный маршрут — увеличился в пять-шесть раз в транзите Китая. Это свидетельствует о том, что Китай уже позаботился о том, чтобы не отправлять свои грузы транзитом через Россию на территорию ЕС. А то, что оставалось, это незначительная часть того, что было раньше. Поэтому очень странно видеть такие заявления со стороны китайских экспортеров. И вдвойне это странно, что они прекрасно понимали и знали об этих ограничениях, потому что даже если они вводились в октябре, а если я не ошибаюсь, они вводились даже раньше, представить, что несколько недель, то это точно не поставки марта текущего года, а как минимум поставки должны были быть в декабре. Потому что в феврале Китай отдыхал на Новый год. Таким образом, мне кажется, это некоторый вброс. Возможно, какие-то кейсы есть, но они незначительные, и мне кажется, точно не исчисляются тысячами контейнеров. И может быть, китайские экспортеры таким образом страхуются от каких-то вторичных санкций, потому что не секрет, что за последние пару-тройку месяцев более-менее цепочки поставок стабилизировались. Финансовая логистика тоже стабилизировать, и Китай по-прежнему отправляет в Россию товары, в том числе те, которые могут относиться к товарам двойного назначения».
Несмотря на то, что по итогам 2024 года объем торговли между Россией и Китаем увеличился на 1,9%, отношения между двумя странами находятся в стагнации, отмечает эксперт. Цифра говорит, скорее, о стоимости товаров, а не об объемах поставок, в стоимость которых также заложена комиссия и прочие транзакционные издержки. Торговый оборот, по оценке эксперта, падает на 5-7%, а ставки фрахтов снизились в два раза по сравнению с декабрем 2024 года.
Свежие комментарии